Миланский собор Дуомо — архитектурные особенности, фото и часы работы
Миланский собор, известный как Cathedral Duomo di Milano, не только поражает посетителей своим величием и красотой, но и выступает обязательным пунктом в списке итальянских достопримечательностей. История строительства главного средневекового собора Милана содержит множество интересных фактов и легенд, а его внешний вид не только украшает центральную площадь самого модного города в мире, но и выделяется историческими местами, храмами и архитектурой.
Дуомо Милан Катедралис
Так миланский собор называют жители города Милана, где он и расположен. Дуомо Милан Катедралис является самым большим в мире кафедральным собором. Он находится на знаменитой соборной площади Piazza del Duomo (Пьяцца дель Дуомо) в самом сердце Ватикана. Duomo di Milano — одно из самых захватывающих и интригующих сооружений в Европе.
Его постройка заняла почти шесть столетий, а элементы дизайна включают в себя множество различных стилей. Миланский собор в Италии до сих пор остается одной из самых неповторимых религиозных построек в мире.
Предыстория создания
Местоположение церкви всегда играло первостепенную роль при её воздвижении, поэтому многие археологи полагают, что местоположение Дуомо было для римлян священным местом в течение многих веков до начала Христианства.
Первой католической церковью на этом месте была Санта-Текла, построенная приблизительно в 355 году н. э. Её баптистерий всё ещё виднеется в руинах под Дуомо. Позже рядом с Санта-Теклой была построена ещё одна базилика, Санта-Мария-Маджоре.
Обе церкви просуществовали почти тысячу лет, пока не были разрушены пожаром в 14 веке. Позже было объявлено о создании нового собора. Новое здание задумывалось как символ торжества над победой тирании предыдущего правителя.
Закладка фундамента будущего кафедрального сооружения началась в 1387 году и была посвящена Санта-Марии Нашенте.
Этапы строительства
Архиепископ и новый кардинал хотели создать дворец, который бы поразил народ своим королевским величием и красотой. В нем должны были проявляться Божья слава и мощь города. В то время Италия была больше политически приближена к Франции, чем к Риму, поэтому здание было спроектировано в готическом стиле. Мода в Милане всегда играла важную роль, поэтому архитектурный стиль был подобран в соответствии со временем.
Как оказалось, главный собор Милана был построен в большей степени благодаря пожертвованиям простых людей, как это часто случалось не только у католиков, но и у православных христиан. Каждый миланец считал своим долгом сделать вклад в строительство собора и тем самым выразить свое отношение ко Всевышнему. В церкви до сих пор хранятся списки тех, кто добровольно пожертвовал свои средства в то время, когда это было «жизненно необходимо» для постройки.
Некоторые верующие предлагали всё, что имели, включая продукты, в то время как другие просто участвовали в строительстве, помогая физической силой. Тем не менее были и богатые участники, такие как известный в городе состоятельный купец Марко Карелли (Marco Carelli), который пожертвовал всё своё имущество. За это его гробница была установлена прямо в самом соборе.
В связи со строительством была основана гильдия мастеров, которая отвечала за постройку самого здания.
Весть о строительстве немедленно привлекла различных специалистов со всей Европы. В результате многие историки ссылаются на стиль того времени, как на международный готический.
В проекте были задействованы несколько архитекторов художников. Благодаря их стараниям постройка обладает всеми внешними и внутренними достоинствами. В числе участников выделяют:
- Симоне де Орсегино (архитектор);
- Джунифорте Солари (архитектор);
- Донато Браманте (художник);
- Леонардо да Винчи (художник).
Изначально проектом занялся Симоне де Орсегино, но по мере строительства архитекторы сменялись, и последним из них был архитектор Джунифорте Солари. Чтобы сделать строение уникальным, он множество раз советовался с Леонардо да Винчи и Донато Браманте. Именно при нем в готический стиль влились элементы декора, отражавшие раннюю эпоху Возрождения.
Во времена Наполеона главными архитекторами были Жузеппе Занойя и Карло Амати. Именно они создали фасад таким, каким мы его знаем по сей день.
В 1572 году Кардинал Карло Борромео провел торжественную церемонию открытия собора.
Внешний и внутренний дизайн
Хотя потребовались века, чтобы построить миланский кафедральный собор, гильдии мастеров удалось создать экстерьер собора в едином готическом стиле. Этому стилю присущи высота и драматизм деталей декора, которые сразу бросаются в глаза посетителю и являются его особенностями. В то же время он сделан из белого мрамора. Именно этот контраст создал уникальность собора .
Интересны также детали строительства основы здания. Центральная часть собора имеет в общей сложности пять проходов. Крайние проходы образуют обходное пространство вокруг главного алтаря.
Прежде чем началось строительство, были долгие споры по поводу высоты сводов для каждого прохода в отдельности. Сохранились исторические документы, которые стали свидетельством развития церковной архитектуры периода поздней готики. Свой вклад в разработку фасада сделали даже немецкие архитекторы, предложив сделать его на основе равностороннего треугольника. Но такая схема стала причиной маленьких окон, и в результате интерьер остался затемненным.
При возведении башни в 1481 году между каменщиками из Ломбардии и Германии и главными архитекторами Ренессанса возникла дискуссия. После длительных размышлений было решено построить легкую конструкцию в форме восьмигранного купола. Благодаря такому решению башня, находившаяся под данным куполом, получила надежную опору в виде замаскированных в интерьер арок. Некоторые современные архитекторы считают, что собор страдает слишком сильной выразительностью и пышностью убранства. Тем не менее именно масштаб и пышность выделяют Дуомо среди всех остальных соборов.
Неоспоримым фактом готичности являются тысячи шпилей и более 3400 статуй. Самой высокой из них является статуя, посвященная Рождеству Пресвятой Девы Марии и известная под названием Мадонна.
Фасад собора, несомненно, славится своей красотой, но его внутреннее убранство заставляет посетителей восхищаться не меньше. Внутри это не только произведение искусства, но и место хранения различных реликвий, благодаря чему костел является известным местом паломничества. В соборе находится мавзолей Джан Джакомо Медичи, созданный Леоне Леони.
Статуи и легенды
Многие задаются вопросом, почему у собора столько ужасающих фигур. Есть легенда, что именно по желанию Джан Галеаццо Висконти (Gian Galeazzo Visconti) — первого миланского герцога из рода Висконти — были установлены все эти статуи.
Полагают, что во сне он видел дьявола, который велел посвятить ему церковь в городе, а иначе действующий правитель рискует потерять свою душу и после смерти отправиться в ад. Перепуганный герцог якобы распорядился, чтобы в знак поклонения нечистому на фасаде здания скульпторы водрузили фигуры, изображающие духов из преисподней.
На самом деле оснований для такого тяжкого обвинения Джан Висконтти не нашлось.
Ведь такие фигуры являются частью готического стиля (вспомним, например, горгулий на фасадах Нотр-Дам де Пари). Иначе говоря, такие скульптурные решения можно наблюдать почти на любом здании той эпохи.
Достопримечательности и реликвии
Церковь интересна не только своей историей и исполнением, числом великих участников в ее создании и количеством туристов, посещающих ее. Имеются достопримечательности, ценные с точки зрения религии и искусства. Посетителям стоит обратить внимание на следующее:
- гвоздь, лежащий прямо над алтарем. Согласно летописи церкви, он был привезен из Святой Земли и был снят с Креста Господня;
- стоит также со всем вниманием разглядеть покровительницу Милана — статую Пресвятой Богородицы;
- не стоит забывать и о крыше здания — вид, который открывается с нее, не сравним ни с одним в городе. Попасть на вершину можно через специальную лестницу или пользуясь лифтом;
- усыпальница Джиан Джиакомо Медичи;
- и, разумеется, не надо выпускать из виду статую страстотерпца Святого Варфоломея, который был подвергнут ужаснейшему испытанию веры и казни того времени — сдирание кожи живьем.
Стоит подробнее сказать о некоторых упомянутых реликвиях. Они имеют значимое историческое прошлое и религиозный контекст.
Гвоздь с Креста Господня
Как было упомянуто, в соборе хранится гвоздь, которым Иисуса Христа иудеи прибили к кресту. По утверждению церкви, святая Елена нашла несколько крестов на месте распятия Христа в Иерусалиме. Всего было найдено три гвоздя. Один выбросили в море, чтобы прекратить бурю, второй хранят в соборе, а последний держал на месте подкову Константиновой лошади.
Было несколько людей, свидетельствовавших о существовании гвоздя. Первым был святой Амвросий, который рассказал историю о найденных гвоздях. По его словам, гвозди были вытащены из креста, и один из них был превращен в удила или подкову. Второй гвоздь стал диадемой, которую принесли в дар Константину, позднее она украсила его шлем.
Гвоздь из удил был передан в собор и с давних пор хранится в специальной нише в апсиде. Всего на два дня гвоздь достают на всеобщее обозрение. Для того чтобы достать гвоздь, епископ использует приспособление, разработанное самим Леонардо да Винчи. В остальное время символом гвоздя является красный луч на стене, а сам гвоздь бережно хранится в апсиде.
Мадонна в камне
По легенде, Мадонна помогала женщинам избавляться от бесплодия, и поэтому в ее честь был построен данный собор. Будто в подтверждение этой легенды рельефы над сводами Дуомо отображают истории о женщинах — о сотворении Евы, о Соломоне и царице Савской.
Согласно традиции, статуя Мадонны навсегда останется единственным самым высоким рукотворным объектом в Милане. И миланцы остаются верны своему слову. Когда одно из новых современных зданий оказалось выше Дуомо, было принято решение установить реплику статуи на вершине этого здания.
Путь до здания
Для туристов и путешествующих будет кстати информация о том, как добраться до собора и во сколько это может обойтись. Известно, что:
- до здания проще всего добираться на метро. Конечный пункт прибытия — станция Duomo. Кроме того, к собору можно доехать непосредственно от вокзала;
- ранее в Дуомо можно было зайти бесплатно, но с 2015 года посещение собора стало платным, стоимость билета составляет три евро. В билет входит посещение собора, Музея Дуомо и церкви Сан Готтардо, которая находится рядом.
В нынешнее время Миланский собор является обязательной достопримечательностью для посещения туристами, а Duomo Square, пешеходная площадь перед собором, часто служит ареной для различных торжеств и мероприятий.