Стоунхендж Великобритания — тайны и интересные факты легендарного сооружения
На протяжении веков историки и археологи задумывались над многими тайнами Стоунхенджа в Великобритании, памятника неолитического строительства. Хотя современные учёные согласны с тем, что первоначально сооружение служило могильником. Но им ещё предстоит определить, в каких других целях он использовался позже, и как без современных технологий доисторическим строителям удалось соорудить мегалит.
Характеристика мегалита
Название сооружения наследовано из староанглийского языка и означает в переводе «висячие камни». Комплекс был построен поэтапно за нескольких тысячелетий в эпоху, предшествующую бронзовому веку. Состоит из множества рукотворных каменных кругов вперемешку с более мелкими структурами, лунками и рвами. Некоторые могильники на его территории датируются периодом 2−3 тыс. лет до н. э. Следы последнего ритуального использования относятся к VII веку.
На виде сверху комплекс представляет собой каменное сооружение, главный трилит которого сориентирован на светило в позиции солнцестояния и равноденствия. Последнее обстоятельство вызвало в научных кругах предположение, что Стоунхендж служил доисторической обсерваторией. Подобные кольцевые постройки из камней не редкость для страны, известное сооружение неподалёку от Солсбери — один из множества каменных кругов. Кратко некоторые характеристики Стоунхенджа выглядят так:
- количество камней — 83;
- вес крупных — 25 тонн (при длине до 9 метров);
- вес малых — до 4 тонн;
- диаметр комплекса — 33 м.
Методы строительства
Вопрос о способах возведения мегалита породил немало спекуляций как в научных кругах, так и в медиаизданиях. Согласно одной ранней теории, строители перемещали столбы из каменоломен (приблизительно 50 км к северу от Солсбери) до берега реки с помощью волокуш по роликам из стволов деревьев, а затем на плотах переправляли к месту установки. В 2001 году был произведён эксперимент с целью реконструкции способа транспортировки глыб водным путём, но камень затонул вместе с лодкой. Повторная попытка в 2012 оказалась успешной. Более поздние гипотезы предполагали буксирование с помощью волов.
Если оценить трудозатраты, необходимые для возведения Стоунхенджа, то для наглядности будет правильным разбить строительство на несколько этапов, связанных с предположительными историческими периодами возведения. Сама обработка камней по разным оценкам требовала около 20 млн часов (с учётом доступных в ту эпоху инструментов).
Трудозатраты на производство, монтажные и земляные работы, сгруппированные пофазно, ориентировочно составляют:
- главный ров и первые валы — 11 тысяч часов работы;
- лунки и деревянные постройки — 360 тысяч часов;
- возведение концентрических фигур из голубых камней и песчаника — 1,75 миллиона часов.
В 1970-х годах в дискуссию о происхождении мегалита добавили свой голос геологи, оспорив версию о волочении обломков скал трудолюбивыми неолитическими строителями. Они предположили, что это ледники, а не люди, сделали большую часть тяжёлой работы. Археологи отнеслись прохладно к такой гипотезе, усомнившись в том, что силами природы планировалась доставка необходимых для завершения круга камней. Однако вопрос о наличии ресурсов для возведения мегалита у древних строителей остался открытым.
История исследования
Первое упоминание связывают с именем Генриха Хантинсона в 1130 году с его историей Англии. Появление реалистичных живописных иллюстраций относят к XVI веку. В 1662 году архитектор Индиго Джонс в своей книге рассматривает объект как римский храм. В последующие годы некоторые другие авторы пытались интерпретировать назначение каменных колец как место коронации датских королей или сооружение древних финикийцев. И лишь в конце XVII века антиквар Джон Обри, описав подобные сооружения в Шотландии и Уэльсе, признал авторство за местными строителями.
Врач Стьюкли в 1721−1724 годах провёл самые подробные геодезические обследования мегалита и опубликовал изыскания в своей книге. Он первым обнаружил ориентацию осевой системы в точку летнего солнцестояния.
Следующий этап в истории памятника берёт начало в 1897 году, с момента, когда Министерство обороны выкупило огромный участок равнины Солсбери вместе с мегалитом на территории. Деятельность военных преобразила регион строительством казарм, полигонов, госпиталей, аэродромов и железных дорог. Появление транспортных коммуникаций привлекли туристический трафик, Падение одной из перемычек в 1900 году дало старт мероприятиям по безопасности посетителей и сохранению памятника.
Сам мегалит оказался ненадолго в частной собственности у местного жителя, который приобрёл его на аукционе в 1915 году, а уже в 1918-м владелец передал его государству. С 1927 года Национальный фонд приобрёл землю вокруг памятника и восстановил первобытный ландшафт на ней.
Функции и назначение
Предполагается, что сооружение каменной легенды продолжалось в период с 3100 до 1600 гг. до н. э. Строители не оставили ни устного, ни письменного описания того, как и зачем они собирали камни Стоунхенджа в одном месте. Самые разные предположения сохранились ещё со времён Средневековья и связаны именем колдуна Мерлина в возведении сооружения.
Многие современные теории не менее оторваны от реальной жизни, чем мифы XII века, в описаниях мегалита, как посадочной площадки для космических аппаратов пришельцев. Важно отметить, что загадка древнего мира вдохновила исследователей также на значительное количество научно обоснованных теорий о назначении произведения неолитической архитектуры. Наиболее известны пять основных:
- Место захоронений. Костные фрагменты на территории были обнаружены более ста лет назад, но археологи считали находки несущественными. Современные раскопки показали, что захоронения произведены около 3 тыс. лет до н. э. и первые каменные глыбы были завезены для обозначения могил.
- Место исцеления и поклонения. В 2008 году археологи сообщили, что большое количество извлечённых скелетов носили следы болезней или травм. Кроме того, на голубых камнях первой линии обнаружены повреждения, которые можно трактовать, как следы отбивания осколков на талисманы в защитных или лечебных целях. Вполне вероятно, что жрецы каменного храма поклонялись солнцу.
- Акустический резонатор. Возможно, концентрическая форма служила для создания звуковых иллюзий. Исследование 2012 года показало, что сооружение вызывает реверберацию, аналогичную той, которую можно наблюдать в соборе или концертном зале.
- Обсерватория. Археологические данные показывают, что мегалит был местом забоя скота в декабре и январе. Этот факт позволяет рассматривать предположение о возможных обрядах у памятника в период зимнего солнцестояния. Кроме того, конструкция Стоунхенджа связана со многими астрономическими явлениями, и сама по себе может служить примитивной картой солнечной системы.
- Общественная работа. Есть версия, что мегалит возник как результат массовых мероприятий в летнее солнцестояние. Возведение требовало труда тысяч человек, сама работа и мобилизация на неё могла быть важным для древних людей актом объединения.
Существует и эзотерическая версия загадочного сооружения. Археолог-любитель Альфред Уоткинс озвучил в 1920-х годах теорию, согласно которой все похожие доисторические мегалиты находятся на так называемых силовых линиях, и их координаты определённым образом согласовываются между собой.
Джон Митчелл в своей книге развил предположение, связав «центры силы» с магнитными силовыми полями Земли. Такая точка зрения на смысл строительства Стоунхенджа получила многочисленных последователей, теория стала обрастать подтверждениями того, что доисторические люди жили в полной гармонии с космосом и могли чувствовать некие силовые линии. С этой точки зрения древний памятник служил им аккумулятором энергии вечности.
Сторонники эзотерической версии собрали немало интересных фактов о стоунхендже, которые трудно объяснить в рамках существующих гипотез. Подобное представление нашло отражение в различных магических обрядах, например, в наше время сохранилось одноимённое гадание, эффективность которого объясняется обращением к энергетике места.
Отражение в культуре и искусстве
Мегалит впервые упоминался в легендах о короле Артуре в изложении Монмута. Последний утверждал, что сооружение было сделано из камней, добытых великанами из ирландских скал и перенесённых ими в долину, благодаря волшебнику Мерлину. В XVII веке легенды о Стоунхендже нашли отражение в литературе. Более поздние ненаучные труды, в которых упоминалось древнее строение, представляли собой в основном исторические романы.
Что касается изображений, то из Средневековья сохранилось всего лишь три рисунка из двух рукописей XIV и одной XV века. Первое реалистичное представление о том, как выглядел в прошлом мегалит, дали акварели Лукаса де Хере конца XVI века. Под влиянием художников и литераторов XVII—XVIII вв. исследователи интерпретировали назначение Стоунхенджа как место поклонения друидов.
Более знакомые глазу современников образы и ракурсы родились из-под кисти пейзажиста Уильяма Тёрнера в 1811 году. Одно из самых важных произведений современного искусства, посвящённых памятнику древности — 16 литографий, созданные художником и скульптором Генри Муром в 1970-е годы. Тема древнего мегалита нашла отражение и в музыке. Список из нескольких посвящений и событий выглядит так:
- С 1972 по 1984 год на территории сооружения проводились популярные музыкальные фестивали.
- Одна венгерская рок-группа назвала себя в честь памятника.
- В 1980 году Крис Эванс и Дэвид Хансельманн выпустили концептуальный альбом «Стоунхендж», по мотивам мифов и легенд о древних камнях.
Современное состояние
В недавнем прошлом мегалит находился в непосредственной близости от двух оживлённых дорог. С 1950-х годов велось активное обсуждение выноса трасс или необходимости строительства тоннеля с целью улучшить положение с защитой посетителей, охраной окружающей природы и самого памятника. Но ситуация сдвинулась с мёртвой точки лишь через десятилетие: после нескольких актов вандализма мегалит стал охраняться круглосуточно, а с 1968 года пущен в эксплуатацию подземный туннель.
С декабря 2013 года организация доступа к памятнику подверглась реконструкции. Парковки и старые системы не были разрушены, но был построен центр для посетителей с экспонатами и другими предложениями, находящийся на расстоянии около двух километров от каменных колец. Посетители получили возможность добраться из музея до монумента автобусом или пешком на выбор, воспользоваться аудиогидом, сопровождающим экскурсию на многих языках мира. Всё это стало включаться в стоимость единого билета.
Желающим попасть на экскурсию рекомендуется пользоваться предварительным заказом. Из Лондона в Эйсбери (ближайший к Стоунхенджу город) налажено регулярное автобусное сообщение. Существуют и другие удобные транспортные маршруты из столицы к мегалиту. Сам центр для посетителей включает в себя выставку, посвящённую истории древних строителей, с видеозалом и тематическими информационными стендами. Все новые здания были построены без фундаментов, чтобы не нарушать археологически ценную среду.
Стоунхендж — одно из самых известных и узнаваемых мест в мире, привлекающее более 800 тыс. туристов в год, многие из которых успевают посетить и другие неолитические сооружения в регионе. В 1986 году мегалит был добавлен в реестр объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.