Троице-Сергиева лавра – история искусства, духовности и чуда

Среди многочисленных достопримечательностей Подмосковья, Троице-Сергиева лавра, фото которой вы найдете в данной статье, занимает особое место.

Здесь, согласно преданиям и летописям, происходили значительные перемены в духовной жизни России, что отразилось не только в совершенно уникальном облике монастыря, расположенном на территории Сергиева Посада, но и в природном ландшафте этого края.

Это место приковывает к себе особое внимание, никого не оставляет равнодушным благодаря особой духовной ноте, пронизывающей природу, архитектуру, образ жизни и мышление людей, населяющих эти места.

...

Оглавление:

    История монастыря

    Город Сергиев Посад, в котором расположена Свято-Троицкая Сергиева Лавра, является одним из крупнейших городов Подмосковья, туристическим и паломническим центром региона.

    Он начинает знаменитый туристический маршрут Золотого Кольца и это не случайно – именно из этих мест произрастает русская духовность, мудрость и любовь к Богу.

    Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о Коренной пустыни в Курской области.

    Обитель во времена преподобного Сергия Радонежского

    Жемчужина русской земли – Троице-Сергиева Лавра ведет свои истоки с середины XIV века. Здесь жил и проповедовал великий святой Сергий Радонежский.

    Википедия гласит: «Датой основания Свято-Троицкой пустыни принято считать поселение преподобного Сергия Радонежского на холме Маковец (70 км к северо-востоку от Москвы) в 1337 году».

    Родителями Сергия были знатные бояре, которые желали дать сыну хорошее образование. В семь лет Варфоломей – именно так был назван при крещении Сергий, был отправлен учиться, но чтение и науки ему не давались. Часто искренне он обращался к Богу с просьбой о разуме к чтению. И просьба осуществилась – однажды отрок встретил старца-инока, который благословил его и одарил частицей просфоры в знак Божьей благодати. С тех пор грамота давалась намного легче.

    Приняв постриг в двадцать три года, Варфоломею было дано имя Сергий. Он вел добродетельную и тихую жизнь в дремучих лесах. На холме, около реки Кочуры, с помощью других братьев-монахов, был построен первый храм обители – Троицкий.

    Вести о Сергии распространились по округе – к нему стали съезжаться за молитвой и поддержкой иноки и простые люди. Не один раз община отражала набеги татар. Постепенно поселение разрослось, около древнерусского города Радонеж вырос небольшой посад. По просьбам духовных братьев, продолжая вести добродетельную и суровую монастырскую жизнь, Сергий был наречен первым игуменом скита, названного Троицкой обителью.

    Это интересно: Сергий Радонежский оказал существенное влияние на русскую историю. С его благословения князь Дмитрий (впоследствии Донской) одержал победу в Куликовской битве в 1380 году. Русь, находящаяся в это время под татаро-монгольским игом и наполненная междоусобными распрями князей, нуждалась в духовном единении, в надежде. Особый настрой Троицкой обители и духовное наставление Радонежского сделали надежды на возвращение русской земли и ее единение более зримыми.

    Молитвы Сергия осознавались как чудесные, и вести о нем растекались, привлекая к монастырю паломников и духовников. Возрастает число его учеников, впоследствии почти каждый из них основал монастырь, поддержав идею единства русской земли, духа и православия.

    Умирая, Сергий передал обитель в 1392 году своему ученику – Преподобному Никону, который сохранил дух и настрой обители, а также прославился как выдающийся строитель этого красивейшего монастыря.

    XV-XVI века – возведение каменных построек

    В XV-XVI веках монастырь существенно разросся. Его центром стал Троицкий Собор, расположенный на месте первой деревянной церкви, построенной еще при жизни Сергия. Собор является выдающимся памятником древнерусского зодчества – фрески писал Андрей Рублев и иконописцы его круга.

    Троицкий собор

    В соборе хранятся святые мощи Преподобного Сергия. Собор стал одной из первых каменных построек обители, позже к нему присоединились Никоновский храм с мощами Преподобного Никона, Серапионова палатка со святыми мощами последующих после Никона настоятелей монастыря, частицей мощей Андрея Первозванного, нательным крестом Сергия Радонежского и другие святыни.

    Псковские зодчие возвели в обители одноглавую церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Сегодня это один из древнейших сохранившихся храмов – памятник древнерусского зодчества периода раздробленности Руси. Это церковь, имеющая краткое название Духовская, хранит мощи Антония Радонежского, ставшего игуменом монастыря по благословению Серафима Саровского.

    Пятиглавый храм Успения Божьей Матери

    По распоряжению Иоанна Грозного в обители был заложен и построен пятиглавый храм Успения Божьей Матери – самый грандиозный храм в архитектурном облике Лавры. Его прообразом стал Успенский собор Московского Кремля.

    Интересный факт: под внушительными стенами Успенского собора расположен храм Всех Святых – это подземный храм для монахов Лавры. С западной стороны собора можно увидеть усыпальницу семьи Бориса Годунова, оставившего значительный след в русской истории.

    Вплоть до середины XVI века окружающие обитель стены были деревянными. За десять лет, с 1540 по 1550, возводятся новые, кирпичные стены с башнями для отражения боевых ударов. Монастырь стал напоминать крепость, стал неприступной духовной обителью. Внутри монастыря по-прежнему кипела духовная жизнь, он стал крупнейшим православным центром того времени.

    Развитие в период XVII — начала XVIII века

    Смутное время рубежа XVI-XVII веков только доказало нерушимость обители. Польские войска в течение 16 месяцев не могли взять монастырь, обороняемый монахами и небольшим военным гарнизоном. Монастырская жизнь при этом не была нарушена – шли службы, совершались таинства. Однако события Смутного времени вынудили монахов увеличить толщину стен почти в два раза.

    Царский паломнический дворец – Чертоги

    Начиная со времен Сергия Радонежского, монастырь являлся местом паломничества царей. Сюда приезжали за советом и размышлением Иоанн Грозный, Борис Годунов. В Новое время эта традиция не нарушается. Отстраивается новый царский паломнический дворец – Чертоги, вставший вместо царских палат Иоанна Грозного, возводятся Больничная и Трапезная палаты, различные корпуса, Ризницы.

    Продолжается храмовое строительство. В конце XVII века на площади перед Успенским собором возводится Надкладезная Часовня, установленная над чудотворным источником, Трапезная палата и Трапезная церковь, надвратная церковь Иоанна Предтечи.

    Интересная информация: монастырь практически во все времена оказывал не только духовную поддержку русским государям, но и вносил в российскую казну существенную часть дохода. Так, деньги на ведение Северной войны Петр I заимствовал именно из Свято-Троицкой обители.

    Монастырь продолжает оставаться свидетелем русской истории – здесь в 1682 году, во время Стрелецкого мятежа, скрываются царевна Софья с царевичами Петром и Иоанном, здесь решается судьба российского престола и государем Руси становится Петр I.

    Середина XVIII века – правление императрицы Елизаветы Петровны

    Правление Елизаветы I приводит к восстановлению былой славы обители. Дочь Петра I любила посещать эти места, сопровождая свои приезды пышными праздниками и фейерверками.

    Именно Елизавета I издала указ в 1744 году о переводе Свято-Троицкого монастыря в Сергиевом Посаде в наивысший статус лавры. Это подчеркнуло значение обители в духовном ландшафте России, подтвердило его центральное место в жизни православных.

    Михеевский храм

    По велению императрицы в обители возводятся новые храмовые постройки – Смоленская церковь, Михеевский храм, Митрополичьи покои, знаменитая пятиярусная колокольня.

    На Соборной площади в конце XVIII столетия устанавливается обелиск, отмечающий заслуги Свято-Троицкой Сергиевой Лавры перед Отечеством. В этот период лавра продолжает осознаваться как духовный оплот Отечества.

    Начало ХХ века – судьба во время революции

    Вплоть до 1917 года жизнь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры можно назвать активной – в ней осуществлялась духовная и образовательная миссии, она была крупнейшим паломническим центром царской России.

    В 1919 году, после революционных событий, обитель закрывается, ее имущество национализируется. Монахи изгоняются вместе с наместником лавры. Вместе с тем новая власть осознает историко-культурную ценность монастыря.

    Для сохранения наследия и спасения его от мародеров создается комиссия, которая призвана оценить имущество лавры с точки зрения его художественной и исторической ценности. В состав комиссии вошли глубоко верующие люди, которые не только описали и оценили, но и сделали все возможное, чтобы сохранить духовное наследие.

    Важно знать: после национализации имущества лавры, новыми смотрителями и сторожами стали монахи. Была предпринята огромная работа по сохранению наследия и особенно мощей преподобного Сергия. Многие годы часть мощей были спрятаны, было сделано все, чтобы они не подверглись поруганию и гибели.

    В 20-е годы здесь был открыт музей, приобретший позже статус антирелигиозного. Основная борьба развертывалась вокруг мощей Преподобного Сергия, которые на протяжении нескольких десятилетий были выставлены в качестве главного экспоната музея. Загорский историко-краеведческий музей – так теперь называлось место, постепенно ветшал, здания разрушались и теряли свой первоначальный облик, многие здания были перестроены в жилые помещения, школы и склады.

    Конец ХХ века – начало реставрации

    Свою духовную деятельность лавра возобновила в 1946 году, став одновременно художественно-архитектурным заповедником и монастырем. В советское время она совмещает монастырскую жизнь с жизнью музея, принимая туристов и паломников.

    С 1970-х годов здесь проводятся Соборы, ставшие новым этапом к возрождению активной духовной жизни обители. Уже к 40-м гг. ХХ века архитектурные сооружения сильно обветшали.

    После окончания войны начинается крупнейшие реставрационные работы по восстановлению архитектурно-художественного наследия Лавры, занявшие более 30 лет. В 1993 году Лавра вошла в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

    Современная жизнь обители

    Лавра сегодня – это разветвленная система, основывающаяся на монастырском укладе. Она включает в себя один из крупнейших на территории России мужской монастырь, духовную академию, семинарию, иконописную и регентскую школы, паломнический центр с гостиницей и трапезными, мастерские и многое другое.

    На территории работает крупнейшее православное издательство, ведется богословская работа. При этом лавра практически круглосуточно готова принимать посетителей, организуются местные и выездные экскурсии, богослужения и проповеди.

    Это интересно: сегодня обитель – крупнейший духовный образовательный центр. Здесь свыше 600 обучающихся – очники и заочники Духовной Академии, семинаристы, будущие иконописцы и регенты.

    Жизнь обители и культурного заповедника освещает официальный сайт, раскрывающий полную информация о сфере деятельности, особенностях приема паломников и пр. Существенную роль в лавре отводят духовно-просветительской работе – это заметно и при живом посещении, и после знакомства с сайтом.

    Достопримечательности

    Троице-Сергиева Лавра сохранила большое количество уникальных шедевров зодчества XV-XVIII вв.

    Собранные в одном месте, они наглядно иллюстрируют исторические эпохи и архитектурные стили.

    На территории лавры находится более тридцати сооружений, каждое из которых имеет значительную художественную и историческую ценность. Обратимся к главным архитектурным жемчужинам лавры.

    Троицкий собор

    Этот белокаменный однокупольный собор – древнейшая храмовая каменная постройка ансамбля, возведенная в 1422-1423 гг. вместо деревянной церкви, освещенной преподобным.

    Его структура полностью соответствует церквям этого периода: стены храма завершаются килевидными закомарами с кокошниками. Шлемовидный купол устроен на высоком барабане в форме башни с узкими окнами. Лаконичным узором монохромного орнамента украшаются стены храма.

    Особого внимания заслуживает интерьер Троицкого собора. Он представляет собой инженерную новацию того времени, создан с нарушением традиционных древнерусских канонов в пользу идеи устремленности ввысь.

    Изначально фрески собора были выполнены Даниилом Черным и Андреем Рублевым, однако в XVII веке они были закрыты и переписаны.

    Иконостас представляет огромную художественную ценность – над его созданием работали иконописцы рублевской школы вместе с ее основателем. Этот прекрасный светлый иконостас состоит из 40 икон стал первым на Руси многоярусным.

    Возьмите на заметку: священная рака для мощей Сергия выполнена из серебра с золочением, над ракой сооружена сень на столбах из 400 кг чистого серебра. Распоряжение о создании сеней и раки было сделано Анной Иоанновной, во второй трети XVIII в.

    Для него Андреем Рублевым в 1422 году была написана «Троица», которую сегодня можно увидеть в Государственной Третьяковской Галерее. Главное сокровище собора – гробница со святыми мощами преподобного и некоторые его вещи.

    Успенский собор

    Один из выразительнейших сооружений Лавры – Успенский собор – возведен по указу Иоанна IV в 1559-1585 гг. Пятиглавый, лаконичный и одновременно нарядный облик собора увенчан лазоревыми и золотым куполами луковичной формы со звездами.

    Выполненный по канонам владимиро-суздальского зодчества, храм демонстрирует белокаменный аркатурно-колончатый пояс. Обустройство Успенского храма было проведено при царе Федоре Иоанновиче, в работе над фресками и иконостасом работали выдающиеся иконописцы XVII века – Симон Ушаков, Дмитрий Григорьев и представители их иконописной школы.

    Интересный факт: лазоревые со звездами купола Успенского собора указывают на связь с Богородицей и Рождеством Христа, рождение которого ознаменовала Вифлеемская звезда.

    С западной стороны, на паперти собора захоронены Борис Годунов со своей семьей. После разрушения паперти, над захоронением установлена белокаменная палатка-усыпальница.

    Колокольня

    Значительным и известнейшим сооружением заповедника стала колокольня. Изысканная и стройная, она возведена по распоряжению Елизаветы I в 1740-1770 гг. по проекту И.Я. Шумахера и Д.В. Ухтомского в стиле русское барокко.

    Высота пятиярусной колокольни – 88,04 метра, она одна из самых высоких на территории России. Украшена изящными колоннами и пилястрами, богато декорирована вазами, часами и увенчана позолоченным куполом. Ярусы колокольни имеют колокола, самый древний из которых отлит еще при игумене Никоне в XV веке.

    В 20-30-е годы ХХ века почти все колокола были сняты, многие разбиты и перелиты. Сегодня здесь расположены колокола, снятые в начале ХХ века с храма Христа Спасителя. Все они составляют часть звонницы. Кроме этого, здесь висит самый большой колокол современной России, поднятый на колокольню в 2004 году. Его вес составляет 72 тонны.

    Малые церкви и другие сооружения

    Буквально все, что являет собой архитектура Лавры, представляет значительную художественную ценность.

    Надкладезная часовня

    На Соборной площади перед Успенским Собором стоит Надкладезная часовня, установленная здесь в память о чуде исцеления. Инок Пафнутий, молившийся около местного источника, прозрел. Источник и сегодня можно увидеть в часовне, летом его вода выводится под сень над крестом.

    Интересна Смоленская церковь, где находится чудотворная икона Смоленской Божьей матери. Этот храм впитал в себя стилистику русского барокко и классицизма. Эта церковь – еще одно свидетельство чуда исцеления. Впечатленная этим, Елизавета Петровна приказывает основать храм. Росписи и внутреннее убранство церкви относится к XIX в.

    Самобытны каменные укрепления Сергиевой лавры.

    Изначально они были деревянными, но реконструировались в кирпичные. Их длина составляет более километра, толщина – 3,5 м, высота – до 6 м. Стены венчали 12 башен с различными боевыми возможностями. Благодаря укрепительным сооружениям, монастырь не один раз становился крепостью, защищая не только монахов, но и жителей Сергиева Посада.

    Башни – Красная, представляющая собой главный вход в лавру, Пятницкая, Луковая, Водяная, Келарская, Пивная являются достаточно крепкими оборонительными сооружениями, имеющими разную архитектуру.

    Информация для туристов: название башен крепостной стены Лавры связано не только с именами святых. Многие имена были даны благодаря бытовой жизни монастыря. Луковая башня именовалась так из-за близости к огороду. Пивная – за близость пивоварен, Плотничья – за близость столярных мастерских.

    Особое значение имеют Митрополичьи покои, где сегодня останавливается Патриарх Московский и всея Руси.

    Примечательна Надвратная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи, сооруженная на пожертвования семьи Строгановых. Этот образец архитектуры Нарышкинского барокко конца XVII столетия поражает красочностью и изяществом форм, однако он не один раз подвергался перестройке. Сегодня храм отреставрирован, ему придан первоначальный облик.

    Паломники, собираясь посетить лавру впервые, частенько интересуются — чьи мощи обретаются в обители? В Троице-Сергиевой лавре ныне хранятся мощи 9 святых.

    Святыни Троице-Сергиевой лавры

    Мощи основателя Лавры — Сергия Радонежского

    Кратко перечислим важнейшие:

    • святые мощи основателя Лавры — Сергия Радонежского;
    • его вещи, которые использовались при богослужениях – сосуды, посох игумена, частицы монастырского облачения;
    • нательный крестик преподобного;
    • чудотворная икона Божьей матери Смоленской;
    • частичка мощей Андрея Первозванного;
    • святые мощи настоятелей монастыря Серапиона, Иоасафа;
    • мощи преподобного Антония Радонежского;
    • первая рака преподобного Сергия;
    • мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского;
    • гробницы патриархов всея Руси Алексия I (Симанского) и Пимена (Извекова) и многие др.

    Информация для паломников и туристов

    Как добраться

    Заповедник является центральной точкой Сергиева Посада. Доехать до него можно на электричке – от Ярославского вокзала. На рейсовом автобусе – от Щелковского автовокзала. Время пути до обители от авто- и железнодорожного вокзала не превышает 15 минут.

    Где остановиться

    Паломникам предлагается отдых в гостиницах на территории Лавры (мужчины могут разместиться бесплатно в странноприимном доме), остальным посетителям предлагаются гостевые дома и гостиницы в непосредственной близости от святых мест – от 5 до 15 минут пешей ходьбы.

    План-схема лавры, которую легко найти и скачать в интернете, покажет паломникам расположение гостевых домиков и музеев, подскажет, где можно перекусить и отдохнуть.

    Правила поведения на территории Лавры

    Вход на территорию бесплатный. Небольшие пожертвования при входе приветствуются.

    Входя на территорию Лавры, необходимо соблюдать простые правила, общие для всех православных. Женщинам рекомендовано приходить в скромной закрытой одежде, закрывающей тело, с покрытой головой. Необходимо отказаться от брюк, шортов, коротких юбок, яркого макияжа. Мужчины при входе в обитель снимают головные уборы.

    На территории работают трапезные и монастырские лавки с постной кухней и выпечкой.

    Всем посетителям рекомендуется следовать общему порядку, заведенному на территории, не употреблять спиртного, не курить, с уважением относиться к сотрудникам, монахам и обучающимся.

    Не рекомендуется использование мобильных телефонов, палок для селфи, вспышек фотокамер. Запрещена съемка молебнов и литургий.

    Правильное название «Троице-Сергиева лавра» или «Свято-Троицкая Сергиева лавра» — названия «Троицко-Сергиева», или «Сергиевская», «Посадская» — неточны. Если трудно запомнить — бывает всякое, что ж поделать — уточнить название поможет Википедия.

    Расписание служб

    Основные службы в будние дни:

    5.30 – общий молебен у мощей преподобного Сергия;

    6.15, 6.30, 9.30 – литургии – Успенский, Троицкий, Трапезный храмы.

    Панихиды – после ранней и поздней литургии:

    9.00, 13.00 – заказные молебны (кроме понедельника);

    17.00 – соборный молебен с акафистом Божьей Матери (пятница) – Троицкий собор;

    С 8.30 до 20.30 – молебны с акафистом преподобному Сергию – Троицкий собор.

    Исповеди проводятся до 10.30 в Иоанно-Предтеческом надвратном храме.

    Воскресные и праздничные дни, часы работы:

    17.00. – всенощное бдение;

    5.30, 6.30, 8.30, 9.30 – литургии – Успенский, Троицкий, Трапезный храмы;

    с 5.00 до 6.15 и с 8.30 до 20.30 – молебны преподобному Сергию – Троицкий собор;

    17.00 – соборный молебен с акафистом преподобному Сергию (воскресенье) – Троицкий собор.

    Исповеди проводятся до 7.30 и после окончания всенощного бдения в Иоанно-Предтеческом храме.

    Уже несколько столетий Троице-Сергиева Лавра привлекает паломников и посетителей. Еще во времена ее основателя сюда стекались люди за поддержкой и защитой. Сегодня Лавра одинаково приветливо встречает всех гостей – от любопытствующих до тех, кто стремится прийти сюда с молитвами.

    Посетив лавру, можно окунуться в атмосферу неспешной искренности, глубоких раздумий, почувствовать или вновь обрести самого себя. Ведь именно здесь многие века люди ощущали наиболее тесную связь с Богом.

    Смотрите интересное видео о Троице-Сергиевой Лавре:

    Фотогалерея

    Другие статьи о святых местах

    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
    Загрузка...
    Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.