Дивеевский монастырь Серафима Саровского

Дивеевскую землю издревле считают на Руси святыней, поскольку на ее территории находится Дивеевский монастырь Серафима Саровского.

По мнению верующих она избрана Царицей Небесной для последнего Четверного Своего Удела. На долю обители Серафима Саровского, расположенного в селе Дивеево, за годы существования выпало немало невзгод.

В настоящее время к его святыням приходят тысячи паломников, желающих не просто окунуться в историю России, а главное, помолиться, покаяться перед святыми иконами.

Оглавление:

Месторасположение


Поскольку интерес туристов и паломников к монастырю в последние годы возрастает, нужно знать, по какому адресу он располагается.

Это деревня Дивеево, Арзамасский район, Нижегородская область. Расположено святое место на берегу речки Вичкинзы.

Сегодня это большое село, в котором проживает больше 9000 человек. Есть промышленные предприятия, школа, больница, гостиницы и гостевые дома для туристов и паломников.

Местоположение села удобно относительно транспортных развязок. До Нижнего Новгорода всего четыре часа езды. На общественном транспорте доехать можно как напрямую из него, так и с пересадкой в Арзамасе. Есть возможность добираться личным транспортом.

Не исключено, что  Вас заинтересует статья о Борисо-Глебском соборе Рязани.

История




Дата появления села – 1559 год. Название населенного пункта имеет татарское происхождение. «Дивей» — именно так звали первого хозяина села.

Дивеево и титул князя пожертвовал сам Иван Грозный за проявленный героизм в борьбе над татарами. Татарский мурза покорил русского государя своими ратными подвигами. За это получил в вечное владение плодородные земли в Новгородчине.

Православной святыней село стало благодаря матушке Александре, построившей храм.

 

Как гласит летопись, основательницей в монашеской обители была овдовевшая Агафья Семенова Мельгунова, которой во время поездки пришлось остановиться в селе Дивеево на отдых. Ее временным пристанищем стала деревенская церковь.

Во сне она увидела Богородицу, которая предрекла никуда не выезжать из поселка, а построить каменную церковь, потом основать женскую общину.

Важно знать: от данного ею обета Агафья не отступила, несмотря на постигшее ее горе, а начала строить церковь. Она и стала началом существования монастыря Серафима Саровского.

В поселке вдова не нашла себе пристанища, поэтому Агафье пришлось селиться недалеко от поселка. Жила она вместе с дочерью, но та вскоре заболела и умерла.

Казанская община

Не сразу удалось Агафье выполнить свое обещание. Трудно было найти место для строительства. Долгое время вопрос не мог решиться положительно. Только в 80 году 18 века землю пожертвовал местный помещик Жданов.

Строительство вдова вела на деньги, вырученные от продажи собственного имущества. Посвятила Агафья построенное церковное здание Казанской Божьей Матери. Вскоре появились первые кельи и ограда. Это и стало основанием для создания Казанской общины, в которой сначала было всего восемь послушниц, а Агафью стали называть матушкой Александрой.

Первая настоятельница общины тесно общалась со священниками, советовалась с ними, но главное, вносила свои пожертвования для постройки Успенского собора.

Мельничная община

1789 год внес свои коррективы в управление Казанской общиной. Бразды правления перешли к иеродиакону Серафиму Саровскому. Основать новую общину будущий святой решил после того, как к нему явилась Матерь Божия.

По решению будущего святого недалеко от Казанской общины через время появляется новая община, которую нарекли Мельничной. Дата ее основания — декабрь 26 года 19 века, а в июле в нее переселились послушницы из Казанской общины. Настоятельницей была назначена Елена Васильевна Мантурова, принадлежащая к дворянскому сословию.

Дивеевский монастырь

Когда святого батюшки уже не было в живых, произошло объединение: две первые общины соединили воедино, хотя послушницы вместе с настоятельницей с решением не соглашались. 42 год 19 столетия стал годом создания Дивеевской общины.

Статус монастыря присвоили спустя 19 лет. И называться он стал Свято Троицкий Серафимо Дивеевским Женским монастырем.

Судьба во время революции и в советский период

К сожалению, женская обитель в селе Дивеево после Октябрьской революции пережила те же трудности, что и большинство православных храмов. Хотя до 27 года прошлого столетия Серафимовская община еще действовала, в ней проводились службы. Но с 1919 года его статус изменился, в нем организовали артель.

Часть насельниц не покинули село Дивеево, бережно хранили они монастырские святыни. Другая группа монахинь переселилась в Муром, в Благовещенскую обитель. Некоторых насельниц выслали на поселение в другие регионы России. Казанскую церковь закрыли в конце сороковых годов, но верующие продолжали собираться в селе.

Это интересно: одна из монахинь, по имени Серафима, дожила до светлого дня. Она передала сохранившиеся монастырские святыни новому настоятелю.

В середине 20 века Дивеевская пустынь не только была полностью закрыта, но и подверглась разграблению. Восстановление произошло намного позднее, когда в России появилась новая власть.

Современное состояние монастыря

Сегодня обитель Серафима Саровского в селе Дивеево можно назвать самой благоустроенной. Возрождать ее к жизни начали в конце 88 года прошлого столетия, уже через год возвратили Троицкий собор. Реставрация исторического памятника продолжается и сегодня.

Самое важное событие датируется 1991 г., когда монастырю вернули мощи его создателя, святого Серафима Саровского.

До этого времени они принадлежали Казанскому собору в Санкт-Петербурге.

Обратите внимание: сегодня в общине более 400 монахинь. В ней всегда многолюдно, туристы и паломники со всего мира посещают святую обитель, чтобы полюбоваться величием исторического памятника, помолиться святому угоднику Божьему, поклониться его исцеляющим мощам.

Дивеевская пустынь не только восстанавливала свое былое величие, на подворье появились новые постройки. Так, в 2012 возвели храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Описание и архитектурные особенности

Свято Троицкий Женский монастырь в селе Дивеево привлекает своей удивительной архитектурой. Комплекс представляет собой огромное количество зданий, большая часть из которых являются памятниками архитектуры.

Рассказать обо всех нет возможности, обратим внимание на некоторые, наиболее значимые.

Спасо-Преображенский собор

У этого храма интересная и трагическая история. Его успели построить до Октябрьской революции, а вот осветить не пришлось. Так и простоял он, не признанный Богом, в запустении, почти до конца 20 века.

Спасо-Преображенский собор

Сегодня в действующем храме проходят духовные мероприятия, экскурсии. Архитектурная постройка находится рядом с еще одним историческим памятником – Святой Канавкой.

Троицкий собор

Это православное здание начали строить на территории Дивееской пустыни в 1848 году, завершили и освятили только через 33 года. Первый камень был положен епископом Иаковом.

Троицкий собор

Земли для собора купили у помещика Жданова по указанию Серафима Саровского.

Как утверждали строители собора, за эти три десятка лет, пока шло возведения храма, случилось немало чудес.

Трапезный храм

Строительство этого здания было предречено самим старцем Серафимом, даже место на подворье монастыря выбирал лично. 1895 г. – окончание строительства, освящение в честь Александра Невского, которого почитали прихожане своим святым благоверным.

Трапезный храм

Храм Рождества Христова

На строительство этого духовного здания Михаилу Васильевичу Мантурову свое благословение дал преподобный Серафим. Дело в том, что Михаил был неизлечимо болен, но в монастыре он получил исцеление.

Храм Рождества Христова

В знак благодарности и по приказу Серафима Саровского он продал свое имущество, а вырученные деньги пустил на строительство церкви в Мельничной общине.

В храме с момента постройки всегда горела свеча. Погасла она с приходом к власти большевиков. Вновь свечу зажгли после освещения в 93 году прошлого столетия.

Храм Рождества Богородицы

Это церковное здание было выстроено так же Мантуровым по велению Серафима Саровского, освещено в начале осени 1830 г. Храм постигла участь всех духовных построек.

Храм Рождества Богородицы

Повторное освещение состоялось только в конце 20 века, когда началось возрождение храмов по всей России. Вновь была зажжена негасимая лампада, начались богослужения.

Благовещенский собор

О строительстве такого собора мечтал святой Серафим, но при жизни осуществить задуманное ему не удалось. Здание выстроили уже в 21 веке неподалеку от Троицкого собора и Святой Канавки.

Благовещенский собор

Белоснежный храм взмывает в небо на высоту 60 метров. Кровля стального цвета, а глава златая. В нем расположено 8 приделов. Освещение было проведено митрополитом Георгием 26 апреля 2012 г.

Игуменский корпус

Это здание расположено с левой стороны от Колокольни. Построено в 85 году 19 века под присмотром игуменьи Марии. В нем побывал сам государь Николай Второй.

Игуменский корпус

Когда Дивеевскую пустынь Серафима Саровского закрыли большевики, корпус полностью разорили, часть имущества пропала бесследно. Возрождение началось в 96 году прошлого столетия с водружения купола. Через год Игуменский корпус стали восстанавливать. Сегодня в нем располагается паломническая служба.

Казанская церковь

Началось строительство церкви на монастырском дворе в конце 18 века еще при матушке Александре.

Казанская церковь

При советах храм разорили, убрали купола и кресты. Конец 20 столетия стал отсчетом восстановления церкви. Торжества по поводу освещения возрожденного храма были приурочены к 250-летию со дня рождения святого Серафима Саровского.

Колокольня

Строительство колокольни с пятью ярусами начали в конце 19 столетия, колокола на ней появились в 1901 году. Славилась это строение большими часами, отбивавшими время каждый час.

Колокольня

Звонили они недолго, потому что после поломки починить их было некому. Настоящее чудо произошло в 1927 году. Долго молчавшие часы вдруг зазвонили. Это событие совпало с моментом разграбления Свято-Троицкой Женской обители.

После революции обезглавленное здание колокольни приспособили под мастерские, в Святых вратах расположился гараж. Высокую колокольню позднее использовали под телевизионный ретранслятор.

С июня 1991 года звонницу начали восстанавливать. Появились на колокольне и часы.

Святыни Серафимо-Дивеевской обители

В обители Серафима Саровского хранится много святынь, которые удалось сохранить сестрам Свято-Троицкого Женского прихода. Паломники мечтают прикоснуться к вещам, которые в свое время принадлежали святому Серафиму.

Святые мощи

За годы действия монастыря немало священнослужителей было канонизировано, причислено к лику святых, в том числе и сам Серафим Саровский.

Мощи Серафима Саровского

Мощи основателя обители находятся в Троицком соборе. Храм Рождества Богородицы и Казанский собор стали местом хранения предметов быта, вещей и мощей женщин, признанных святыми.

Святая Канавка

Несмотря на то, что Серафимо-Дивеевская обитель была разрушена, разворована, часть реликвий все же удалось сохранить.

Самой главной святыней считают Святую Канавку, построенную по велению самого Серафима Саровского. Земляными работами можно было заниматься монахиням, а прихожане помогали им — носили землю и отсыпали вал.

По мнению Серафима (он тоже участвовал в копке), высокая Канавка (до 2 м 15 см) должна была защищать монахинь от антихриста.

Завершили строительство перед Рождеством Христовым в 1833 году. Позднее над ней сделали переходы. Чистку провели в 62 году 19 столетия.

Это интересно: реставрация продлилась до 2004 года, в 2011 прошел крестный ход с ковчегом Пояса Пресвятой Богородицы.

Служила Святая Канавка до 1900 года, потом ею не занимались. За годы советской власти берега обрушились, переходы пришли в негодность. Возобновила свое действие в 1992 году, после небольших ремонтных работ.

Икона Божией Матери «Умиление»

Этот божественный лик очень любил Преподобный Серафим, перед ним часто стоял на коленях. Исцеление исходило от елея в лампадке. Умер старец Серафим перед иконой во время последней молитвы.

Когда Преподобный преставился, икону передали Мельничной общине. Монахини бережно хранили святыню в годы большевистского отвержения Бога.

Наконец, в 1991 году появилась возможность передать реликвию Патриарху Алексию II. В Свято-Троицкой общине сегодня хранится только список иконы. Ему присуща та же сила исцеления, которой обладал божественный лик.

О чем молиться св. Серафиму Саровскому

Святые из загробного мира могут оказывать помощь страждущим. Такой силой был наделен и старец Серафим. Еще при жизни он мечтал, чтобы люди перестали злобиться, завидовать друг другу.

Сегодня православные, посещая Дивеевский монастырь, молятся перед святыней.

О чем же они просят Серафима Саровского? Как правило, это:

  1. Пожелания здоровья родным и близким;
  2. Исцеление от болезней самих православных и их родных;
  3. Исцеление от душевных мук и травм.

Святые источники

Во все времена христиане трепетно относились к воде, ведь она дарит жизнь, очищает душу и тело от грешных помыслов, вода символизируется с благоденствием и благополучием.

Преподобная матушка Александра

Паломники устремляются к действующим источникам Дивеевской пустыни:

  1. Преподобной матушки Александры;
  2. Иверскому;
  3. Казанскому;
  4. Пантелеимоновскому;
  5. Иконы Божьей Матери «Умиление»;
  6. В поселке Цыгановка, находящемся в нескольких километрах от монастыря, находится еще один источник. Его назвали именем Серафима. Действовать и исцелять православных начал с шестидесятых годов прошлого столетия.

Окунаться в святые источники можно, надев на себя специальную одежду, прикрывающую тело от посторонних. Для женщин подходящим костюмом станет длинная хлопчатобумажная сорочка. Мужчины могут обойтись обычной короткой сорочкой, подойдет и нательная рубаха.

Обратите внимание: в обнаженном виде и только в купальниках опускаться в источник запрещено!

Воду православные набирают в бутыли, из источника можно испить воды, взяв кружку. И ёмкости, и одежду для окунания паломники могут привозить с собой, а могут приобрести в церковной лавке рядом с монастырем.

Монастырские реликвии

Пудовый колокол святого Серафима

Обитель святого Серафима хранит немало предметов старины, реликвий, которые донесли до потомков сестры Дивеевского монастыря после его разгрома в 1927 году.

Вот некоторые из них:

  1. Одной из них является пудовый колокол святого Серафима. Его при жизни заказывал сам старец Серафим в Нижнем Новгороде. Имя автора, изготовившего колокол, можно даже сегодня прочесть на металле. К сожалению, устанавливать колокол в нестоящее время бессмысленно, поскольку на нем появилась трещина. Это теперь важный экспонат монастырского музея;
  2. Вторая реликвия – портрет матушки Александры. Его авторы сами монахини. Верующие сумели сохранить портрет в годы советской власти. 6 марта 2009 года реликвия вернулась в родные монастырские стены;
  3. Невозможно при посещении Свято Троицкого монастыря Серафима Саровского пройти мимо домика блаженной Параскевы Ивановны. Так же как и сама пустынь, он не действовал до 2010 года. Сегодня в нем три комнаты: в одной материал о Параскеве и других блаженных. Другая отведена знаменитым игуменьям Александре и Марии. Третья комната – святому Серафиму. В залах можно увидеть подлинные предметы, принадлежащие этим людям.

Информация для паломников и туристов

Как добраться

Добраться в Дивеево можно как общественным транспортом, так и на личном автомобиле.

Из Нижнего Новгорода доезжают до Арзамаса. С автовокзала идет автобус. Через 1 час 30 минут вы уже у стен Свято Троицкого Женского монастыря.

Если выезжаете из Москвы на собственном авто, то сначала проедете Балашиху, на развилке перед Владимиром сворачиваете в сторону Мурома. Следуя указателям на дороге, вскоре доберетесь до Дивеева и обители святого Серафима.

Где остановиться

Переживать о возможности устройства на ночлег паломникам не придется. Вся инфраструктура существует в самом современном виде. При обители святого Серафима есть гостиница, которую предоставляют паломниками бесплатно. Но во время проживания придется оказывать помощь монахиням по хозяйству.

Можно остановиться в гостиницах или гостиных домах за плату от 1500 до 3000 рублей, включая питание. Если есть желание жить в съемном доме, то придется заплатить больше. Гостиничный комплекс «Дивеевская слобода» предлагает своим жильцам, кроме парковки и питания, различные развлечения.

Питаться можно в кафе, ресторанах. В них предлагают паломникам здоровую и вкусную пищу. Можно попробовать блюда, которыми питались наши предки. Хотя цены не дешевые, посетителей всегда много.

Совет: одежда для входа в обитель должна быть строгой. На голове женщин, независимо от возраста, должен быть платок. Приодеться можно в церковном магазине.

Экскурсии

В действующей святой обители Серафима Саровского проходят не только молебны и службы, совершаются различные требы. Специально обученные монахини проводят экскурсии по всем святым местам, рассказывают историю создания Свято Троицкой Женской общины.

Расписание экскурсий перед посещением обители можно узнать на официальном сайте.

Если предполагаются групповые экскурсии, заявку подают заранее.

Расписание богослужений

Троицкий собор ждет прихожан на богослужение в рабочие дни с семи часов, в выходные с восьми.

Преображенский собор проводит Позднюю Литургию в субботу с 8 часов, а в воскресенье Раннюю Литургию с половины шестого.

Самым памятным днем считается день 1 августа 1991 года, когда мощи святого старца Серафима, утерянные в годы советской власти, вернулись в родную обитель. А самым грандиозным праздником стала 110 годовщина причисления Серафима к лику святых.

Имейте в виду: обитель работает без выходных круглый год. Часы работы в зимнее время – 8.00-16.00. В летнее время на час дольше.

Если вы верующий православный человек, у вас есть возможность прикоснуться к нашей истории, помолиться о здоровье родных и близких. Не нужно для этого ехать за рубеж, ведь в нашем отечестве есть уникальные места. Одним из таких мест, куда стремятся верующие россияне, православные со всего мира, является Дивеевский монастырь Серафима Саровского.

Интересное видео о Дивеевском монастыре смотрите ниже:

Фотогалерея

Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.