Свято-Варсонофиевский монастырь в Покровских Селищах

Свято-Варсонофиевский Покрово-Селищенский женский монастырь два десятилетия стоит на земле Мордовской.

Эдакое государство, как крепость, окруженное высокими стенами и башнями. Но историю он имеет гораздо более древнюю.

 

 

...

Оглавление:

    Описание и месторасположение

    Свято Варсонофьевский монастырь появился в Покровских Селищах Зубово-Полянского района Республики Мордовия в месте, где раньше был приход.

    Расстояние от крупных городов России: Москва в 450-ти километрах, Саранск – в 186-ти, а райцентр – в 15-ти.

    Место, где стоит обитель, высокое. В самом центре — храм, освященный в честь святого Варсонофия. Если искать это место по карте, его координаты таковы: N54°0’12.72″ и E43°0’9.79″.

    Если вдруг Вы еще не знали, то советуем прочитать статью с описанием и историей создания храма Василия Блаженного.

    Основание монастыря

    В Саранской епархии данная обитель считается самой молодой. Ведь появилась она всего двадцать лет назад, в 1996-ом.

    История, о которой мы упоминали в самом начале, действительно более древняя, своими корнями уходит во времена царствования Елизаветы Петровны, когда, собственно, и произошло обращение местного народа в христианство. Мокшане выказали себя христианами усердными. В 1756-ом взялись они поставить не один храм, а целых два, оба деревянные. Сказано – сделано. Так вот и появились Покровская (холодная) и Никольская (теплая) церкви. А село получило название от одной из них – Покровские Селищи.

    Уже далеко за 5,5 тысяч верующих насчитывалось в Покровско-Селищенском приходе к XIX-му столетию. Со временем он оказался разделенным надвое. Один остался в Покровских Селищах, где храм Никольской. А Покровская церковь со своими почти четырьмя тысячами местных жителей образовали второй – в соседних Новых Выселках (Бозуновке).

    Это интересно: еще до начала прошлого века жители села собрали достаточно средств, чтобы возвести вместо старого холодного здания — грандиозный храм из камня в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

    Накануне причисления к лику святых почтенного старца по имени Серафим (1903) случилось бозуновским и селищенским мужикам оказаться включенным в число охранников поезда, коим царственные особы до Сарова следовали от железнодорожной станции. И вот с той самой поры иконы того святого здесь стали почитать особенно.

    Судьба во время революции и в советское время

    До революционных событий обеим церквям довелось дожить без проблем. А дальше храмы отстаивать уже удавалось с трудом. Начались годы гонений.

    Обратите внимание: именно тогда, как утверждают местные старики, прозвучали пророческие слова девицы Дарии, бывшей блаженной. Случилось ей «прозреть духовными очами». Сказано ей было свыше, что «возгорится свеча от земли до неба» именно там, где стояла церковь Покрова Божией Матери. Именно с этого предсказания и ведут они отсчет началу монастыря.

    Нет уже на этом свете блаженной Дарии. Только вот слова ее людьми помнились. В тяжкие годины грели они сердца людские.

    Храмы закрыли. Тот, что из камня, в Новых Выселках, уничтожили вплоть до самого фундамента. Так и стоял он в аварийном состоянии. В Покровском большевики открыли клуб, здесь же разместили склады. К 1970‐м снесли и этот храм.

    Знаковым стал 75-й год прошлого столетия. Храмы были объявлены памятниками и теперь охранялись государством. Лишь через семнадцать лет вернулись они в ведение Саранской епархии, с самого образования которой о том ходатайствовали жители из Покровских Селищ. Приходу дано было имя Свято-Варсонофиевского.

    Еще в Никольской церкви, разрушенной и ограбленной, продолжались ремонтные работы, не было крыши, а служения уже проходили. Только благодаря трудам прихожан и верующих, многочисленным пожертвованиям, храм преображался. Уже в начале 1992-го совершил иеромонах Алексий в нем первую Божественную литургию. И сестринская община появилась его же стараниями. К 1996-му число сестер перевалило за двадцать. А вместо прихода появился женский монастырь, названный Свято-Варсонофиевским.

    Восстановление и современность

    Только не ограничивался он лишь ролью молитвенного места. Куда шире стояла задача – превратить его в настоящий центр духовно-просветительского и социального служения.

    А при этом обитель продолжает строится и живет своими заботами:

    • Сельхозугодья обрабатываются со всем старанием и умением. Здесь возделывают культуры зерновые, кормовые и овощные, выращивают лекарственные травы. Есть сад и свои пчелы.
    • Скотный двор заполнен крупным рогатым скотом, овцами с козами. Есть птичник, где занимаются разведением кур и гусей, даже индюков и уток. А монастырские пруды полны рыбы.

    О других послушаниях тоже сказать надобно. Здесь просфоры выпекают, ухаживают за старушками немощными, воспитывают и обучают монастырских деток, изучают историю церкви в мордовском крае и при этом иных дел не оставляют:

    • производят молокопродукты;
    • солят рыбу;
    • заготавливают консервы из овощей;
    • засушивают плоды разные и травы;
    • готовят целебные бальзамы и настойки, мази из лекарственных трав.

    И это далеко не полный перечень дел, коими заняты дни монастырских сестер.

    Трудятся монахини на других работах:

    • В собственной переплетной мастерской издают духовную литературу;
    • Сами шьют себе монашеские церковные и повседневные одежды, священнические облачения. Для этих целей имеется собственная пошивочная мастерская;
    • Сохраняют здесь и развивают древние традиции монашеского рукоделия. Занимаются иконописью и плетением поясов, вышиванием и вязанием.
    Стоит отметить: здесь нет предельного штата. Сегодня обитают и трудятся 60 сестер: монахинь, инокинь и послушниц. Причем далеко не все они из этих мест. Есть прибывшие сюда из российских регионов. Все дни их проходят в служении, молитвах и послушании.

    Храмы монастыря

    Обитель Свято-Варсонофиевская храмами да церквями богата.

    Собор Воскресения Христова

    Здесь их восемь:

    • Белоснежная «жемчужина» – Собор Воскресения Христова. Он главнейший. Закладывался в 2002-ом, совсем недавно;
    • Неподалеку расположилась однокупольная церковь, названная Варсонофиевской; в честь святителя, с колокольней, бывшая Никольская — та самая, что построена была в далеких 1740-х годах. Покровскую тоже подняли из руин. Домовую церковь Святителя Николая освятили в 99-м. Она расположилась в корпусе, перестроенном из старой библиотеки;
    • В декабре 2010-го прошло освящение домовой церкви целителя и великомученика Пантелеймона при богадельне, в мае 2012 – однокупольного надвратного храма Архангела Михаила, что построен был еще в 2005-ом. В нем еще будут продолжаться отделка и обустройство;
    • В Новых Выселках, в полутора километрах от обители, скоро достроится деревянный храм-подворье, нареченное в честь сщмч. Владимира, митрополита Киевского;
    • В Покассах находится еще один такой архитектурный памятник XIX столетия – деревянная Церковь Рождества Христова;
    • Ну и восьмой. Он поднялся в двух километрах у самого Святого источника.

    Воскресенский собор

    Десятиглавый белокаменный, по форме напоминающий крест – он был заложен в самом начале века.

    Примите во внимание: в его 390-ти метровой колокольне восемь разновеличинных колоколов. Если их взвесить, то общий вес окажется в двести пудов. Из них самый большой, стопудовый, отлит в 2004-ом.

    Нижняя церковь освящена в честь иконы Богоматери «Знамение», а верхняя – Христова Воскресения.

    Весь собор занимает площадь в 680 кв. м. Непросто выбиралось место под него. Были выкуплены для этого дела каменным дом с деревянными постройками и участок директора местной школы, который был ярым врагом веры Христовой. Владыка Варсонофий для храма предлагал другое место – кладбище, что на монастырской территории. И таких предложений было несколько.

    Интересный факт: иеромонаху Алексию оставалось молиться усердно о знамении от Господа. Что он и делал, пока двор не сгорел полностью, а с ним деревянная баня. Как оказалось, материалом для ее строительства послужили бревна, оставшиеся от старого храма. Пожар этот посчитали долгожданным знаком – огнем Господь осветил место, где должно подняться собору. А отец Алексей, аки прозорливый старец, смог знак сей провидеть и узреть.

    Но знамение это было не единственным. Уже был возведен первый этаж, когда в Рождественский пост вдруг на потолке появился Нерукотворный Крест. Он был огромным, из инея, совершенно правильной формы, и буквально сиял. До самого начала Великого поста он оставался в неизменном виде. Это реально послужило укреплению веры.

    До сих пор собор обустраивается: выполняются отделка и роспись, обустраивается иконостас и ведутся прочие работы.

    Святой источник

    Источник, источающий целебную воду, расположился в трёх километрах от обители.

    Прославился он водами своими, чистыми и исцеляющими.

    Иначе просто быть не могло.

    В этом дивном месте трудились, постились и молились настоящие воины Христовы.

    Это интересно: рассказывают, что велено было во сне слепой девочке к роднику отправиться и умыться его водой. И как только она сделала это, случилось чудо – прозрела, и предстала перед ней Донская икона Божьей Матери. Решили люди, что это Бог благословил этот край, наделив целебной силой воздух и воду. Так дали источнику имя иконы Божьей Матери Донской.

    На этом месте стояла когда-то старая часовня, разрушенная после революции. Но, чтобы сохранить на века память о том чуде, выстроили новую в 2000-м, а через семь лет соорудили закрытую купальню.

    С каждым годом растет число паломников. Нет сомнений в целебной силе Святого источника. Окунаются в его воды, просят о заступничестве в скорбях и недугах.

    Социальное служения обители

    С христианством на Русь пришла и благотворительность. Ей суждено было стать весьма важной традицией сострадания, жалости, сочувствия, любви к ближнему.

    А Свято-Варсонофиевский монастырь – отличное тому подтверждение. С 2002 года на его территории работает богадельня.

    Здесь живут одинокие старушки и насельницы-монахини числом около 20-ти. В обустроенном при монастыре домовом храме каждую неделю проходят богослужения. Всех, кто не может вставать и двигаться самостоятельно, причащают прямо в их кельях.

    Примите к сведению: те из сестер, у кого имеется медицинское образование, высшее или среднее, принимают в монастыре пациентов. И не только насельники из обители могут рассчитывать на врачебную помощь, но и любой паломник или местный житель.

    Приют для малолетних сирот обеспечивает воспитание двадцати пяти маленьких девочек 3-18 лет, оставшихся без родителей. Кто-то из них просто оказался в сложной ситуации, кто-то инвалид. У каждой есть свой дом – келья и собственная «мама», своя постелька и уголок с игрушками. А уход за больными такой, что отступает даже ДЦП.

    На территории монастыря живут и детки насельниц. Потому тут открыли и детсад. Он мало отличается от других детских учреждений: те же воспитатели, нянечки, есть свой музыкальный работник, приходит медицинская сестра. Их матери находятся днем на своих послушаниях и по вечерам после работы забирают девочек из детского сада.

    Обратите внимание: в садике есть даже зубной кабинет, а девочки-школьницы заглядывают сюда к малышкам, чтобы понянчиться с ними.

    При обители есть и школа. Русский язык преподают, литературу, математику, здесь познают историю, в том числе православия.

    Проект монастыря «Музей для друзей» стал участником конкурса «Православной инициативы 2015-16» и оказался лучшим. А в результате здесь случилось знаковое событие – открытие церковно-исторического музея с довольно разнообразными экспозициями. Они посвящены истории села и самого монастыря, культуре и традициям народа, его населяющего (мордва-мокша).

    Информация для паломников и туристов

    Почтовый адрес: с. Покровские Селищи, Зубово-Полянский район, Республика Мордовия, Россия.

    Вы можете позвонить: (834-58) 3-84-23, 3-84-20 и 3-84-66.

    Возьмите на заметку: официальный сайт монастыря находится по адресу: http://varsonofy.ru/. Здесь всегда можно найти актуальную информацию о жизнедеятельности обители, о событиях, в ней происходящих, выяснить любые интересующие вопросы.

    Прием богомольцев в обители не прекращается никогда. По одиночке и группами, из разных российских городов, всех их ждет радушный прием, обеспечение питанием и проживанием.  Послушницы проводят экскурсии по монастырю.

    Правила посещения женской обители

    Конечно, всякий, кто оказывается на территории обители, должен придерживаться определенных правил, чтобы его пребывание не нарушало ритма жизни и деятельности монастырского сообщества и не противоречило нормам жизни этого богоугодного места.

    Здесь нельзя:

    • быть в шортах, спортивной форме, открытых платьях;
    • пить, курить и находиться в состоянии опьянения, алкогольного или наркотического;
    • заходить на газоны и срывать цветы;
    • не имея соответствующего позволения, фотографировать и снимать на видео;
    • женщине быть с непокрытой головой и в неприличной одежде;
    • мужчине в головном уборе находиться в храме;
    • разговаривать, пока идет богослужение;
    • включать мобильники.

    Отзывы

    Паломники, туристы, послушницы оставляют хорошие отзывы об обители. Это неудивительно, здесь каждый встретит любовь, заботу и помощь. Настоятель обители отец Алексей делает очень многое для этого. Благодаря стараниям батюшки, ежегодно сюда, в Святоварсонофеевский монастырь,приезжает большое число паломников.

    Как доехать

    До станции Зубова Поляна Казанского направления можно добраться на поезде.

    А отсюда либо отправиться на такси, либо воспользоваться общественным транспортом: до Новых Выселок почти каждый час идут рейсовые автобусы в направлении Спасска или Пичпанды

    А там до монастыря рукой подать, что-то около двух километров – отличная пешая прогулка.

    Где остановиться

    При монастыре для паломников открыта с 2000 года гостиница. Всех путников здесь примут бесплатно, ночлег предложат, питанием горячим обеспечат.

    А совсем недалеко, в 14-ти километрах, есть база отдыха «Кленовая Роща». Можно с комфортом, при желании, разместиться и здесь.

    Заключение

    Каждая обитель, вне зависимости от своего возрастания, призвана служить главному делу – духовному просвещению всякого, кто утратил веру, и тех, кто стоит на пути ее обретения.

    Все эти чудесные места тщательно оберегаются. Они – наследие, самое святое, чем богато христианство. Свято-Варсонофиевский женский монастырь просто хранит свою историю, живет своей жизнью, заботится о ближних, молится о нас.

    О подробностях жизни в Свято-Варсонофиевском Покрово-Селищенском женском монастыре смотрите следующее видео:

    Другие статьи о святых местах

    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (7 оценок, среднее: 2,71 из 5)
    Загрузка...
    Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.