Дмитриевский собор во Владимире — фото, история и описание храма

Дмитриевский собор во Владимире является архитектурным шедевром Древней Руси. Памятник белокаменного зодчества привлекает взор идеальными пропорциями, роскошными резными фасадами и скромным внутренним убранством. Храм уникален своим рельефным фасадом, художественными фресками, греческими реликвиями и святынями.

Дмитриевский собор во владимире

История возведения

 Возводился храм великим князем Андреем Боголюбским

Кто построил храм, доподлинно неизвестно, история имен не сохранила, но это были русские мастера. Как полагают историки, Дмитриевский собор во Владимире 12 века постройки, точная дата неизвестна. Эта была эпоха высшего расцвета и могущества Владимиро-Суздальского княжества.

Возводился храм великим князем Андреем Боголюбским, старшим братом Всеволода Большое гнездо, в честь святого мученика Дмитрия Солунского. Имя небесного покровителя было дано князю при крещении в Константинополе. Церковь возводили из белого известкового камня. К работе привлекли лучших русских мастеров-зодчих. Над отделкой, кроме владимирских умельцев, трудились и греческие резчики.

Во время монголо-татарского нашествия в 1237 году собор очень сильно пострадал, но был восстановлен. В XVI—XVII вв. в нем случились большие пожары. После ремонта продолжились богослужения. Но больше всего исказили собор реставрационные работы 1837−1847 годов. Поменялся внешний облик:

  • были уничтожены галереи вокруг храма, ведущие в княжеские покои;
  • разобраны угловые башни с лестницами, поднимающимися к хорам. Их заменили винтовыми лестницами внутри здания;
  • устроили новый иконостас;
  • уничтожили древние фрески, закрасив и заменив их новой росписью.

Такой варварской реставрацией навсегда уничтожили прежний облик храма. В 1937 году были продолжены работы под руководством архитектора В. А. Столетова.

Реставраторы занимались проблемой сохранения материала собора — уникального белого камня. Здание вернуло себе первоначальный облик, благодаря укреплению. В 2004 году решался вопрос о сохранении храма.

Фасад здания был покрыт специальной пластиковой смесью для защиты от внешних природных воздействий. Вдоль арочных колонн провели водосточные трубы, а также провели работы по созданию внутреннего микроклимата в помещении. Благодаря этому удалось остановить разрушение храма.

Архитектура и убранство собора

Собор представляет собой одноглавый четырёхстопный храм в византийском стиле, обрамленный тремя полукруглыми апсидами. Изначально сооружение с трех сторон было окружено галереями. По ним княжеская семья проходила из дворца в собор на богослужение. С западной стороны по углам находились две лестничные башни.

Храм разделен на три яруса. Этот архитектурный подход в строительстве собора символически связывает земную церковь с небесной иерархией. Нижний ярус выполнен без убранств. На фоне гладких стен видны декоративно оформленные входные порталы. Промежуточный ярус представляет собой аркатурно-колончатый пояс с изящным растительным орнаментом и различными мифическими фигурами (лев с расцветшим хвостом и гуси, переплетенные между собой). Здесь же есть барельефы апостолов Павла и Петра, русских князей Бориса и Глеба. Верхний ярус здания богато украшен каменной резьбой.

Богато украшен каменной резьбой.

Для росписи внутри храма были приглашены мастера из Греции. Большая часть фресок повредилась во время пожаров и разрушений. Во время реставрационных работ в XIX веке были убраны остатки оформления. Однако в начале XX века под сводами были обнаружены остатки подлинных фресок, датируемых XII веком. Они представляли собой образцы древнерусской живописи неизвестных авторов. Художественная фреска страшный суд в Дмитровском соборе находится на южном склоне большого свода.

Наружный рельеф

Колонны, соединенные арками, символизируют переход из земного бытия в Царство Божие. На верхнем (духовном) ярусе прорезаны узкие окна, а сами стены покрыты сплошной каменной резьбой. Белокаменные рельефы переходят и на барабан, на котором расположен золоченый купол. На него водружен большой медный крест с позолотой, который украшают кружевные узоры и флюгер в виде голубя. Голубь на кресте является символом Святого Духа.

Наружный рельеф храма

Южная стена храма украшена композицией о вознесении Александра Македонского на небеса. Царь со львятами в руках находится в коробе, который несут грифоны. В XII веке этот сюжет был довольно популярным в Европе, но не традиционным для православия. На западном фасаде камнерезы изобразили подвиги Геракла и сцену, на которой Самсон разрывает пасть льва. На северной стене, выходящей к городу, была вырезана композиция о самом великом князе Всеволоде.

На руках он держит новорожденного сына Дмитрия, а вокруг трона стоят остальные сыновья. Их у него было 12, благодаря чему он получил прозвище Большое гнездо. На всех фасадах изображен Давид, играющий на гуслях и поющий псалмы. Все птицы, звери и люди слушают его песнопения и восхваляют Господа. Количество рельефов около 600. Они составляют каменный узор, на котором изображены герои древних легенд и языческой мифологии. На западной стене сохранилась резьба в первоначальном виде. На остальных фасадах рельеф был отреставрирован в XIX веке.

Святыни и реликвии

Князь Всеволод

Князь Всеволод целых семь детских лет прожил в Константинополе вместе со своей матерью, византийской принцессой. Там он узнал о святом Дмитрии Солунском, казненном в 306 году по приказу императора за христианскую веру. Дмитрий, служивший проконсулом в городе Солунь, должен был истреблять в нем христиан. Но уверовавший во Христа, сам проповедовал новую веру среди городского населения. За это был заколот и отдан диким зверям на съедение. Только звери не коснулись тела святого мученика. Впоследствии христианский император Константин построил храм в Фессалониках (Салунь) в честь Дмитрия. Туда затем были перенесены мощи святого.

В Константинополе Всеволод был крещен и получил имя Дмитрий. Годы спустя, во время правления на Владимиро-Суздальской земле великий князь воздвиг главный собор в честь своего небесного покровителя.

Затем он привез святыни, по факту полученные из греческого храма:

  • большую икону с изображением святомученика Дмитрия Солунского, написанную на доске с его гроба;
  • серебряный чеканный ларец с частью одежды, пропитанной кровью святого.

Сегодня Дмитровский собор является музейной экспозицией. Также в нем представлены следующие реликвии:

  • подлинный 4-метровый храмовый крест, расположенный на месте иконостаса;
  • надгробие первого губернатора города Владимира — графа В. И. Воронцова. Много хорошего сделал он для города, и по завещанию был похоронен в соборе.

Местоположение храма

Расположен Дмитровский собор во Владимире на Клязьме, на территории Владимиро-Суздальского заповедника. Пять раз в год в нем проводят богослужения. Внутри здания находится музей, внутреннее оформление которого можно запечатлеть. С начала апреля и до конца октября его двери открыты для посещения туристами. Адрес — Владимирская область, г. Владимир, ул. Большая Московская, 60. Как добраться до храма:

  • на электричке от Курского вокзала Москвы в течение трех часов;
  • на рейсовом автобусе от Центрального вокзала у станции метро «Щелково»;
  • на фирменном или скоростном поезде «Сапсан»;
  • до Соборной площади Владимира на автобусах и троллейбусах.

 Дмитровский собор во Владимире на Клязьме,

Дмитриевский собор является интересным и удивительным архитектурным памятником Древней Руси. Он включен в список ЮНЕСКО и Всемирного наследия. Его белоснежная резьба на фасаде здания поражает своей красотой.

Поможет ознакомиться с Дмитриевским собором во Владимире краткое описание и его фотографии.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.