Новоафонский монастырь (Абхазия) — как добраться, расписание службы и отзывы
Одной из самых красивых православных достопримечательностей является Новоафонский монастырь в Абхазии. Святыня сейчас доступна для посещения практически каждому жителю России. Для этого достаточно заказать экскурсию из любой гостиницы или пансионата Сочи и пройти формальный паспортный контроль на границе, проходящей через реку Псоу. Жемчужиной всех достопримечательностей является в Абхазии Ново Афонский православный мужской монастырь.
Причины начала строительства
В середине 1874 года прот Святой Горы и греческое духовенство приняли решение о закрытии русского Афонского Пантелеймонова монастыря. Все находившиеся в нём должны были выехать в Малую Азию, где оставался пустующий христианский скит. Однако игумен вовремя узнал об этих планах. Чтобы спасти двор, он написал письмо графу Н. П. Игнатьеву, константинопольскому посланнику. В депеше монах просил походатайствовать перед императором Александром Вторым о предоставлении земельного надела в причерноморской области, который бы принадлежал православной епархии, для обустройства обители.
Место, где будет находиться Афонский монастырь, поручили подобрать насельнику Пантелеймоновой церкви иеромонаху Арсению. Он нашёл участок, на котором, как гласит предание, случилась мучительная смерть Симона Канонита, одного из апостолов, а очертания были похожи на греческую гору. Ещё этот край известен тем, что здесь был построен город Анакопия, бывший ранее столицей Абхазского царства.
В ноябре 1875 года царь Александр II распорядился предоставить требуемое количество земли и передать монастырю руины церкви апостола Кананита, а также генуэзской башни. Братьям предоставлялось право ловить рыбу в реке Псыртсха. И уже к окончанию года прибывшие мастеровые и братья, имевшие опыт в строительстве, под руководством талантливого архитектора иеромонаха Иерона приступили к возведению обители.
Этапы создания храма
До весны площадка расчищалась от кустов и валунов, велась вырубка деревьев и равнялись холмы, заваливались овраги и пропасти. Была срезана часть возвышенности и вывезены тысячи тонн пустой породы для выравнивания территории. С горного склона, где велись предварительные работы, подъездного пути не было, однако на все вспомогательные работы, заливку фундамента и постройку первых церквей понадобилось несколько лет.
Проектом нижнего подворья занимался архитектор Н. Н. Никонов, а освящение храма Покрова датируется октябрём 1876 года. Во время войны с турками строительство прекратилось, а постройки были разрушены.
В 1879 году в течение четырёх месяцев здания восстановили, а 8 декабря Александром II был утверждён устав монастыря Нового Афона. В нём определялась автономность епархии несмотря на принадлежность к обители Пантелеймона. Монахам разрешалась миссионерская и хозяйственная деятельность, что стало толчком к расширению строительства.
В 1882 г. из развалин был восстановлен древний кананитский храм и обустроена береговая зона, где располагались монастырские хозяйственные постройки. Имелась и собственная пристань на металлических опорах. Предстоял наиболее трудный этап работ — возведение верхней составляющей комплекса. Гору по соседству с Афонской назвали в честь одной из важнейших местных святынь — Иверской.
В 1888 году состоялась закладка соборной церкви. Это событие почтили присутствием царь Александр III и его супруга Мария Фёдоровна. В их честь была организована отливка малого колокола. Августейшая семья преподнесла в качестве подарка музыкальные часы — куранты, которые украсили одну из колоколен. Там, где встретились августейшие особы и настоятель архимандрит Иерон, воздвигли часовню, а дорожка к ней, обрамлённая кипарисами, называется Царской аллеей.
Основные строительные работы продолжались до марта 1896 года. На церемонию торжественного освящения главного престола соборного Пантелеимоновского храма собралось свыше 20 тыс. паломников. Само строение стало новинкой и грандиознейшим произведением неовизантийской архитектуры. Виды обители запечатлел на фотографиях известный путешественник первой части XX столетия С. М. Прокудин — Горский.
Золотой век монастыря
С самого начала своей деятельности монастырь в Новом Афоне представлял собой крупнейший религиозный центр на побережье Чёрного моря. Санкт-Петербург, Новороссийск, Туапсе, Сухум, Пицунда и многие другие города России имели на своей территории подворья. Небольшая пристань превратилась в грузопассажирский причал, а попасть на верхушки Афона и Иверской горы можно было по канатным трассам.
Самым удобным маршрутом для путешественников был морской путь. Их встречали на лодках монастырские жители. Дальнейшая дорога проходил пешим порядком с молитвой. Для этого была вымощена тропа в обрамлении кипарисов в виде пирамид. По одну сторону располагался сосновый бор и сад, засаженный растениями вечнозелёных сортов, по другую — стеклянные оранжереи. Неподалёку от храма Симона есть горный выступ, откуда низвергается рукотворный водопад.
Для размещения паломников построили постоялый двор недалеко от моря. Среди путешественников были как обычные люди, так и представители знатных фамилий. Встречали здесь и императора Николая Второго, наместника Кавказа Михаила Романова, писателей А. П. Чехова и Максима Горького.
Хозяйственная деятельность
Хорошо известно и о хозяйственной активности обители. На месте поросшей колючками низины вдоль реки Псырцхи появился парк с каналами и прудами, где разводилась рыба. Имелась у монастыря и собственная железная дорога, по которой поезд — подарок Александра Третьего, перевозил высокосортную древесину.
Одна из первых речных электростанций в России также появилась у афонских монахов. Источника мощностью в 120 л. с. было достаточно для освещения и снабжения током всего хозяйства. Кроме того, водопад, образованный при обустройстве, превратили в холодильник — лёд, образовавшийся в закрытом от солнца гроте, не таял даже летом.
Продукция разнообразных мастерских — токарной, столярной, литейной, слесарной, переплётной, часовой, кожевенной и пр. — отвечала потребностям монастыря и шла на продажу в окрестные города и сёла. Две пасеки снабжали мёдом, а поля выдавали хорошие урожаи картофеля, кукурузы, пшеницы.
Огороды засевались овощами, а разведённые на склонах сады плодоносили не только яблоками, грушами, абрикосами и персиками. В субтропическом климате монахи умудрялись выращивать апельсины и лимоны, мандарины и оливки, бывшие в этих краях в новинку. Местные жители обучили братию особым приёмам коневодства, и в обители появился свой конезавод.
За каждую отрасль нёс ответственность послушник или инок. Ему беспрекословно подчинялись все без исключения. Сам начальник держал отчёт перед настоятелем Иероном, которого можно было встретить на самых ответственных и тяжёлых работах.
Благотворительные дела
Известно и о благотворительной деятельности обители. На собственные средства содержались мужская и женская школы для сирот, организовывалась раздача беднякам продуктов и медикаментов. Часто приносились пожертвования в виде икон, книг и прочей утвари для менее богатых приходов. Каждому человеку, обратившемуся в монастырь, оказывалась необходимая помощь, а иногда даже выдавались деньги для покупки обратного билета.
Упадок и возрождение
После прихода советской власти монахи отстаивали своё право на жизнь и несение службы в обители. Однако под предлогом антисоветской агитации приход закрылся в 1924 году. Хозяйственные работы прекратились, остановилась электростанция и железнодорожное сообщение. Разрушена была и канатная дорога.
Позднее территория монастыря использовалась в качестве туристической базы, а собор — краеведческого музея. Там, где проживал игумен, построили сталинскую дачу, а рядом — дом Л. П. Берии. Существует легенда, что именно Иосиф Виссарионович запретил сносить постройки целиком. Он предостерегал, что может накалиться обстановка среди православного абхазского населения.
Далее события развивались таким образом:
- Серьёзные обвалы произошли в 1970-х годах. Нарушилась дренажная система и была подмыта одна из монастырских стен. Чтобы сохранить уникальный памятник архитектуры, потребовались огромные средства.
- В годы грузино-абхазской войны 1992−1993 находившийся в здании госпиталь подвергался обстрелам, от чего пострадали все постройки.
- С 1994 года в стране узнали новость — в Новоафонской обители начались службы, возродилось паломничество.
- 2001 г. — открытие духовного училища и школы регентов.
- 2008 г. — восстановлена дренажная система. Работы проводились на средства, перечисленные Россией.
- 2009 г. — установка на главном соборе новых куполов.
- 2010 г. — восстановление фасада, построек и реставрация внутренних покоев.
- 26 мая 2011 года клирики отец Андрей и Дорофей признаны раскольниками с запретом служения. Так как покаяния в расколе не последовало, эти братья отстранялись ещё на 3 года. В ответ обвиняемые отреклись от Русской православной церкви.
Архитектура и святыни
Расположение монастырских корпусов представляет собой четырёхугольник с центром, которым является Пантелеймоновский собор. Царский дар — куранты — обретаются на 50-метровой колокольне западного корпуса. Кроме главного храма, в комплекс входят:
- Храм, посвящённый Андрею Первозванному.
- Церковь в честь Афонских преподобных отцов.
- Надвратный собор Вознесения Господня.
- Святилище Иерона-мученика.
- Обитель Избавительницы, иконы Богоматери.
- Храм Покровский, ныне недействующий.
Первой святыней, к которой спешат посетители, является лик Пантелеймона. На образе можно увидеть несколько сцен из его жизни. Само изображение было написано как подарок в день коронации царской семьи. На окладе имеются повреждения, свидетельствующие о похищении и попытке продажи ценного экземпляра за границу.
20 июля 1889 года из Греции, со старого Афона в Новый была доставлена чудотворная икона Богородицы. Существует предание, что во время празднования в честь Избавительницы море выбросило на берег большое количество рыбы.
Образ Божьей матери можно увидеть на иконе Анакопийская. Она состоит из 2 частей — сверху расположена Богородица и младенец, окружённые ангелами, а снизу — монастырь с описанием событий VIII столетия. Тогда арабский завоеватель Мурван Кру осадил обитель. После всеобщего молебна на войско захватчиков обрушилась холера и практически все погибли. Оригинал образа давно утерян, но существует список, хранящийся в главном храме.
Сегодня, чтобы добраться до монастыря, не нужно сверяться по карте. Можно просто узнать расписание автобусов, курсирующих до Нового Афона из нескольких городов Абхазии или Сочи. Кроме того, есть немало частных такси и микроавтобусов, которые организуют экскурсию в любое время. Однако услуги их довольно дороги.
Отдых и путешествие понравилось. Тихо, спокойно. Поклонникам громких дискотек здесь будет скучновато. Снять жильё дешевле, чем в Пицунде или Гаграх, а до Сухума — рукой подать.
Природа, море, фрукты — что ещё нужно для отдыха? Сервис пока ещё хромает, но даже при росте цен это напрягает не сильно.
Бывали в Абхазии ещё в советские времена с родителями. Война, конечно, оставила свой след, но с солнцем, буйной растительностью и морем она совладать не в состоянии.