Описание Архангельского собора Московского Кремля
Важнейший памятник русской архитектуры находится с южной стороны Соборной площади, рядом с Благовещенским храмом. Архангельский собор Московского Кремля входит в список основных кремлёвских церквей. Вплоть до царствования Петра II здесь обретали вечный покой русские князья и цари. История этого здания неразрывно связана с Российским государством, его бедами и возрождением.
История основания
Михаил Хоробрит, брат Александра Невского, ещё в XIII веке стал русским князем и возвёл в Москве деревянный храм во имя Михаила архангела, своего святого покровителя. Московский князь Иван Калита в 1333 году на этом месте выстроил вместо деревянной церкви собор из белого камня. Строение появилось в благодарность за спасение России от голода в неурожайный год. Правитель стал первым князем, которого захоронили в Архангельском храме.
С 1340 года собор архангела Михаила становится усыпальницей русских князей, царей. Храм оставался местом захоронения правителей Рюриковичей, Романовых и их близких родственников вплоть до XVIII века. Такой обряд погребения Россия позаимствовала у Византии.
Покровительствовал местам упокоения княжеских семей Архистратиг Михаил, сопровождавший в царство небесное души умерших. В соборе находились места погребения мужчин, а женщин княжеского и царского рода хоронили в соборе Воскресения Христа кремлёвского Вознесенского монастыря. Монастырь разрушили в 1929 году и перенесли захоронения в южную часть Архангельского собора.
Князь Иван III завершил строительство Успенского собора и приступил к реконструкции Кремля в Москве. Родовая усыпальница тоже была перестроена. Государь решил разобрать ветхий Михаило-архангельский собор в 1505 году и возвести на его месте новый. К строительству был привлечён архитектор из Италии — Алевиз Фрязин. Иван III умер, так и не дождавшись окончания строительства.
Сын князя, Василий III, завершил постройку Архангельского собора, а также продолжил дело отца по объединению Руси. Поэтому собор Михаила архангела является некрополем великих русских правителей, и свидетельством объединения русских земель великими князьями. Митрополит Симон провёл таинство освящения храма 8 ноября 1508 года.
Вновь выстроенный храм выглядел очень нарядно. Стены его были покрашены в цвет красного кирпича. Красная стена подчёркивала красоту белых узорчатых деталей. Собор изменялся внешне не один раз за пятьсот лет существования. К нему добавлялись галереи, пределы. Главный купол стал луковичной формы, а не шлемовидной. Внутри же он обустроен как и все древнерусские церкви. Просторные своды поддерживают шесть столпов, которые располагаются в форме креста.
Собор в XVI—XVIII вв
В 1547 году храм пострадал при пожаре. Но мастера Новгорода и Пскова отреставрировали настенную роспись, которую повредил огонь. С 1599 по 1765 год в соборе проводились поминальные службы по усопшим князьям и царям. При царе Алексее Михайловиче Романове начали восстанавливать стенопись, которая к тому времени обветшала. Старую живопись стёрли, сделали её описание и приступили к нанесению новой. Но закончить не удалось, потому что в казне не хватило денег. Как подтверждает википедия, долгие войны с Польшей и Швецией её опустошили.
Реставрировать внутреннее убранство продолжили в 1660 году. Завершили через шесть лет. Последние работы проводили девяносто художников во главе с иконописцем Симоном Ушаковым. В числе других живописцев были:
- Гурий Никитин;
- Яков Казанец;
- Сидор Поспеев;
- Фёдор Зубов;
- Иосиф Владимиров.
Посмертные образы правителей Алексея Михайловича и Михаила Фёдоровича для обители написал Симон Ушаков в 1677 году. Новый узорочный иконостас был сделан в 1680 году. При Елизавете Петровне собор был повреждён в 1737 году Троицким пожаром. Его капитальным ремонтом тогда занимался князь Д. Ухтомский. В это время сделаны чеканные позолоченные киоты из серебра для икон, отреставрированы надгробия и парсуны царей. В эти годы шлемовидный главный купол сменили луковичным. Тогда же часть фасада с южной стороны перекрыли стенами из белого камня, а закомары лишили декоративной отделки.
В 1742 году организовано Московское епархиальное управление, и собор Михаила Архангела становится кафедральным. Протоиереем храма с 1771 по 1801 год был автор сочинения «Церковный словарь» Пётр Алексеев. В 1772 году обновили решётки около захоронений, отреставрировали верхние ярусы иконостаса, сделали пять новых паникадил. Также сшили новые покрывала из бархата на гробницы царей, а суконные с серебряными крестами из тесьмы на надгробия Великих князей.
Екатерина II Великая во время своего правления решает построить Кремлёвский дворец вблизи Архангельского собора. Автором грандиозного проекта был Василий Баженов. Но в 1773 при рытье котлована под фундамент в краткий период на стенах храма появились трещины, а земля рядом начала проседать. После доклада об этом работы спешно прекратили, а тремя контрфорсами укрепили стену с южной стороны здания.
Храм в XIX—XX вв
Во время Отечественной войны 1812 года собор разорили французы. Но после изгнания армии Наполеона его восстановили. Повторное освящение провёл архиепископ Августин в 1813 году. У стены с южной стороны собора в 1826 году на месте одноэтажной сделали двухэтажную пристройку-палату для служителей церкви. Основной купол покрыли медными листами и позолотой в 1837 году. Угловые же выкрасили белой жестью, кресты на них обтянули латунью и позолотили.
В 1853 году провели реконструкцию, очистку икон и стеновой росписи храма. Руководил работами . Н. Подключников в 1870-х также реставрировал образа. В 1895 г. собор был передан дворцовой конторе Москвы. По прошествии двух лет иконостас восстанавливал Я. Е. Епанечников со своей мастерской. Работы контролировались археологическим обществом Москвы. Святейший Синод полностью передал Михаило-архангельский собор в Придворное ведомство в 1895.
К 300-летию царского дома Романовых в Архангельском Кремле обновили Царские врата, иконостас, настенную роспись, отреставрировали усыпальницу. Также сделали покров с двумя лампадами над захоронением Михаила Фёдоровича — первого царя из династии Романовых. Эскиз навеса выполнил князь Пётр Николаевич. 24 мая 1913 года лампады зажёг император Николай II.
Во время Революции 1917 года в стену с южной стороны храма попал снаряд, проделав, по сообщению свидетелей того времени, выбоину в кирпичной кладке. Собор закрыли вместе с другими кремлёвскими церквями. Но приступили к восстановительным работам. Сотрудниками реставрационного центра были усилены каркасы местных и основных больших икон, образа покрыли олифой.
Лики праздничные и местные обновлялись в 1934—1935. Их также укрепили, восстановили грунтовый, красочный слой. В середине XX века под поздней росписью обнаружена стенопись XVII века. Собор стал музеем в 1955 году.
В 1960-м музей Кремля отнесли к Министерству культуры. С 1962 по 1965-й в Архангельском храме велись археолого-зодческие работы. Антрополог-археолог М. Герасимов восстановил по найденным мощам портреты Ивана IV Грозного и Фёдора I Ивановича в скульптуре. В 1969-м проведено восстановление росписи в верхней части храма. Инициатором выступил В. И. Фёдоров — главный кремлёвский архитектор. Фрески отреставрировали в 1970-х, тогда же очистили иконы, усилили иконостас. Богослужения в соборе совершаются с 1991 года.
Архитектура и внутреннее убранство
Внешне собор похож на средневековые палаццо Венеции. По вертикали стены поделены традиционными пилястрами, карнизы между ними делят их по горизонтали. Обилие декораций снаружи делает здание непохожим по стилю на классические древнерусские храмы, где капители, карнизы, пилястры создают впечатление регулярности, а также разделяют стены на две части. Нижний ярус с его декоративными арками видится мощным и тяжёлым. Верхняя часть украшена филёнками прямоугольной формы. Венчают здание необычные детали:
- скульптурные рельефы;
- раковины с орнаментом;
- окна-медальоны.
Но внутреннее устройство собора по-русски традиционно. Структура его по плану крестово-купольная, то есть купол находится на пересечении внутренних основных проходов здания. Особое значение церкви подчёркивают пять куполов. Четыре из них не покрыты золотом. Это означает, что собор имеет ритуальное значение, как место захоронения. Если смотреть на храм с Соборной площади, он видится удлинённым. Действительно, здание вытянулось в длину с этой стороны благодаря пристройке к лоджии. Это помещение возвели для женщин правящих семей.
Из-за ярусной системы собора кажется, что пространство внутри поделено двумя этажами. Это не так. Внутри собора тесно и сумеречно, что для русской архитектуры традиционно. Недостаток света объясняется узкими и вытянутыми окнами-бойницами, которые пропускают мало солнца. Мрачность помещению придают тёмные, покрытые росписью стены, а сужают пространство столбы, которые поддерживают центральную главу. Иконостас из дерева, покрытый резьбой, сделан в конце XVII века.
Большая часть икон, которые находятся здесь, созданы в XVII столетии. Самая ценная из них отображает Архистратига Михаила и его житие. Образ создан по поручению вдовы Дмитрия Донского, княгини Евдокии в 1399-м. Чудотворный лик Божьей Матери находится в иконостасе, образ «Благодатное небо» датируется 1678−1680 гг.
Стеновая роспись
Ещё при Иване Васильевиче в XVI веке храм расписали фресками. Сейчас их уцелевшая часть картинок находится в восточной части храма, у алтаря. Особую ценность представляет стенопись. Храмовую роспись выполнили художники кремлёвской Оружейной палаты в XVII веке. Главный смысл этой живописи — общность церкви и страны. По аналогии с другими храмами роспись здесь находится на стенах ярусами, а также внутри купола и в апсиде. Так, стенопись с западной стороны и на сводах храма посвящена основам христианского православного учения.
Западная и южная стена покрыты изображениями, которые кратко рассказывают о деяниях Архистратига Михаила, святого защитника храма. Интересная особенность стенописи — на столпах, в нижней части стен изображены великие русские князья. В храме можно увидеть портреты более шестидесяти правителей России. Они изображены в полный рост, повёрнутыми к алтарю. Рядом с ними представлены их святые покровители. Образы князей отображают то, к чему они стремились всю свою жизнь — объединение русских земель вокруг Москвы.
Усыпальница правителей
В Архангельском соборе захоронены все правители России вплоть до Петра Великого. Только в усыпальнице Бориса Годунова нет его праха. В 1605 году Лжедмитрий I приказал удалить останки царя из храма. Позже прах Бориса Годунова был перенесён в Троице-Сергиеву лавру. Всего в соборе находится 54 захоронения. Почти все из них скрыты плитами пола и украшены надгробиями XVII века. Когда готовилось празднование 300-летия династии Романовых, для каждой гробницы соорудили бронзовые похоронные футляры со стеклом.
Иван Грозный считал, что его нужно похоронить отдельно. Поэтому его прах, а также его двоих сыновей, находится в дьяконице. В 1963 году при вскрытии его могилы, в костях царя обнаружили много ртути. Этот факт даёт право считать, что его отравили. В соборе Архангела Михаила захоронен царевич Дмитрий, который погиб в Угличе. Французы в 1812 году забрали серебряную раку для мощей царевича. Но прах остался нетронутым, и новая рака появилась уже в 1813 году. В храме захоронены московские князья:
- Василий Косой;
- Василий Боровской;
- Юрий Звенигородский;
- Юрий Дмитровский;
- Владимир Храбрый.
Из Сретенского собора в 1774 году сюда переместили останки святых Михаила Черниговского — русского князя, и его подручника Фёдора. Их мощи находятся в раке позади иконостаса, в северной стороне собора. Прах женщин царского рода из династии Рюриковичей и Романовых перенесли в 1928 году из разрушенного Вознесенского собора в усыпальницу южной пристройки, которая находится в подвальной палате.
Архангельский собор Московского Кремля — одна из наиболее почитаемых православных святынь России. И хотя в нём находится музей и проводятся экскурсии, здесь ещё совершаются богослужения на Радоницу и в престольный праздник.