Даниловский монастырь в Москве
Даниловский монастырь в Москве возвел князь московский Даниил, которому в одиннадцатилетнем возрасте по жребию выпало управлять Московским княжеством.
В те времена Русь страдала от междоусобных распрей и набегов монголо-татар. Будучи обладателем мирного и доброго нрава, князь Даниил умело избегал действий, ведущих к кровопролитию. Он предпочитал решать все конфликты мирным путем.
Даже после отбитого нападения Рязанского правителя Константина, его княжество не было захвачено московским князем, а сам предводитель нападения находился в Московии. Он содержался, а точнее просто гостил там, до того времени, пока не заключили мировое соглашение.
Правитель Даниил отличался благородной мудростью, именно она и стала основой для всеобщего уважения. После получения титула Великого правителя всея Руси, его владения расширились на Переславль – Залесские края. Во время тридцатилетнего периода властвования правитель Даниил превратил Москву во влиятельное княжество. Так же он явился основателем воссоединения земель вокруг столицы.
Оглавление:
История
Мудрый властелин заботился не только о своем княжестве, но и о её столице. В начале тринадцатого века на правобережье Москвы-реки он возвел мужской монастырь. Одновременно с ним в ближайшее время появился храм из дерева. В этих краях ничего подобного раньше не существовало.
Скончался правитель Даниил в сорок два года. До этого он успел здесь совершить принятие схимы. По личному завещанию захоронение произвели в тамошней обители.
История существования лавры насчитывает семь веков. В четырнадцатом столетии монастырская братия перешла в Кремль, где в Спасском храме выстроили новый монастырь. А предыдущая обитель монахов 250 лет стояла опустевшая. Здесь функционировал только маленький храм для прихожан и кладбище.
С появлением новой каменной конструкции берет начало восстановительный этап прежнего заведения.
Новая постройка отлично защищала южную часть столицы. И когда в конце шестнадцатого столетия на нее нападал правитель Крыма Каза-Гирей, то она отыграла ведущую роль в городской защите.
В начале 17 века случился пожар, устроенный Лжедмитрием II, а через сто лет объекту довелось перетерпеть надругательство и разграбление от наполеоновских солдат. И в первом, и во втором случае сооружение вскоре отстроили заново.
Судьба обители после революции и в советское время
Изменения жизни обители начались после революции 1917 г. Почти весь Даниловский погост варварски уничтожили, а помещение церкви было отдано под помещения для производства.
В 30-х годах двадцатого столетия его окончательно закрыли. Почти всех монахов расстреляли, а мощи Великого князя пропали.
Некоторые могилы наиболее известных лиц переместили на другие кладбища, а некрополь ликвидировали. На самой территории стали располагаться складские помещения и детская колония.
Детская колония НКВД
Советская власть в лице своего правительства взяла на себя функцию верховного защитника беспризорников. И таким путем миллионы детей по бывшей стране Советов прямым или косвенным путем превратились в жертвы тоталитарной системы.
Дети, оказавшиеся в круговороте социальных катаклизмов, получились бесправными и забытыми жертвами советской власти. У борьбы с беспризорностью, ставшей политическим явлением, главной задачей было не спасение самих детей, а предотвращение такого спасения «классово чужими» руками.
Согласно приказу НКВД детей из семей изменников родины помещали лагеря или в ИТК НКВД. Порядки в таких заведениях были разные, но, по сути это были те же тюрьмы. Сталинское время – это особая страница в истории миллионов детей разных национальностей, которые на себе испытали все тяготы гигантского преступления. Более страшных вещей, чем сталинизм и нацизм детство никогда еще не встречало.
Детей, отцы и матери которых были подвержены репрессиям, свозили в Даниловский детприемник. При этом был издан специальный приказ разрушать кровные, родственные, дружественные связи.
Детей из одной семьи распределяли по разным колониям и приёмникам, меняли фамилии. Тяжелые условия в изоляторе стали причиной частых болезней и высокой детской смертности.
Начало восстановления
Только в 1983 г. советское правительство приняло решение вернуть Святоданиловский монастырь в Московскую Патриархию. Эту историю возвращения называют чудом. Православные жители столицы увидели в этом шаге волю Провидения.
Все могилы, которые уничтожили, восстановить не удалось. Поэтому здесь теперь стоит часовня-костница. Ее считают символическим памятником всех похороненных.
Детский изолятор НКВД, уезжая, забирал памятник Ленину, но при поднятии краном, гипсовая конструкция разлетелась на мелкие кусочки. Вместо него установили часовню в память тысячелетия Крещения Руси.
Восстановили и отреставрировали святыню ударными темпами, к празднованию 1000-летия Крещения Руси комплекс был восстановлен.
Современная жизнь
На данный день здесь расположилась резиденция Святейшего Патриарха. Так же тут проходят собрания Архиереев РПЦ.
Среди реликвий особого внимания заслуживает башмак св. Спиридона Тримифунтского. Его мощи хранят в Греции. Он совершил много чудес при жизни, они имеют место и после его смерти.
По словам священников, температура тела, которое чудесным образом не тлеет много лет, равняется температурной норме живого человека. Так же они утверждают, что святой до сих пор выходит в мир и оказывает помощь людям. Об этом свидетельствует обувь, которую приходится часто менять, так как она изнашивается. В 2007 году один из таких башмаков подарили лавре.
.
Описывая современную жизнь лавры, стоит подметить, что, как и принято, каждодневно проводятся богослужения, ранняя и поздняя литургия, функционирует воскресная школа. Так же работает издательство «Даниловский благовестник» и действуют катехизические курсы. При церкви функционируют мастерские и несколько лавок. Особой популярностью у посетителей пользуется очень вкусная церковная выпечка.
В праздничных и воскресных службах участвует местный хор. Его организовали в 90-х годах прошлого века. Коллектив состоит из высокопрофессиональных музыкантов и вокалистов, которые имеют дипломы музыкальных ВУЗов столицы. Регентом хора является Георгий Сафонов.
В репертуаре хора можно услышать церковные авторские песнопения, которые относятся к уровню высокой сложности. Помимо этого посетителей очарует мастерство исполнения разных кантов, колядок, русских народных песен, гимнов и многого другого. Хор постоянно делает записи в студии, и является обладателем нескольких собственных дисков с различными произведениями.
Описание комплекса
Комплекс конструкций, которые можно увидеть на сегодняшний день, сформировался еще четыре столетия тому. В конце прошлого столетия соорудили вспомогательные помещения, нужные для работы ОВЦС.
По возвращении в родное место первым наместником стал архимандрит Евлогий. Потихоньку все стали возрождать и восстанавливать. Финансы для этого предоставляли местные церковные приходы и епархии Патриархата. При этом даже назначили специальную комиссию, которая отвечала за реставрационные работы, ее возглавил известный архитектор Маковецкий.
Богослужения снова стали проводить в начале 80-х годов прошлого столетия. А весной 2007 г. сюда вернули ансамбль колоколов из звонницы. Этому помог предприниматель Вексельберг, который покрыл все проектные затраты.
Святыни
Храм отцов
В начале 18 века храм св. отцов разобрали. И теперь прежнее каменное сооружение вновь стоит на сводах прежней постройки.
Среди других строений его выделяют как центральное. Это наиболее древняя постройка, которая сохранилась до теперешних времен. Тут обустроили придел в честь св. Даниила.
Надвратная церковь
Ансамбль храмов дополняет Надвратная церковь. Ее посвятили Столпнику и построили в начале восемнадцатого столетия.
Троицкий собор
Его построили по проектам Бове. Конструкция получилась в духе классицизма.
Освятили собор осенью 1838 г., и совершал это митрополит Филарет.
Часовни
Их построили к тысячелетию Крещения Руси и назвали Поминальной и Надкладезной.
Проектными разработками для строительства занимался Алонов. Эти современные конструкции превосходно влились в общий дизайн остальных зданий.
Монастырский некрополь и его судьба
Кладбище с 19 века использовалось для погребения известных российских личностей. И предполагают, что это место является первым монастырским некрополем в Москве.
Данное предположение полностью подтверждают археологические исследования. При проведении раскопок в конце 19 столетия обнаружили надгробия, имеющие надписи на немецком языке и латыни.
В восемнадцатом веке на кладбище лавры похоронили усопших монахов и настоятелей. Кроме этого, данное место использовали для захоронения дворян, аристократов и т.п. Здесь были похоронены Гоголь, Хомяков, русский публицист Самарин, художник Перов, князь В. Черкасский, Кошелев, музыкант Рубинштейн и другие.
В 30-е годы данный некрополь уничтожили, а останки некоторых известных деятелей перезахоронили на Новодевичьем столичном кладбище. После возврата во владения церкви на месте некрополя отстроили новое здание, которое стало патриаршей резиденцией.
Информация для паломников и туристов
Адрес:
Москва, ул. Даниловский вал, дом №22.
Как добраться
Доехать до «Тульской» станции метро. При выходе из метро следует повернуться назад и идти к трамвайным путям. Возле них сворачивают вправо.
Расписание служб и беседы со священником
Их проводят в течение недели в храме Св. отцов. С понедельника по пятницу с 6.00. В субботу с 6.45, а в воскресенье с 6.30.
Так же совершаются молебны, акафасты, панихиды. Только в данном храме проводят исповедь во время совершении литургии преждеосвященных даров.
Каждый день в приемной, расположенной в братском корпусе, есть возможность получить информацию и побеседовать со священником. Часы приема:
- будни начинается с 9.00 до 17.00;
- в воскресенье и по большим праздникам проводят две Литургии – с 12.00 до 17.00.
Официальную информацию, как проехать, график приема и подробное расписание богослужений на текущую неделю и другую информацию можно найти на сайте Данилова монастыря.
В наши дни эту знаменитую московскую достопримечательность посещает большое количество людей до позднего часа. Она радует глаз ухоженностью и качественной реставрацией построек. Здесь всюду царит идеальный порядок. Здешние места являются духовным и административным центром православной Москвы.
Это уникальный образец превосходной русской культуры, куда едут, чтобы поклониться мощам и совершить молитвы. Гулять тут – одно удовольствие. Атмосфера этого места пропитана гостеприимством и радушием.
Подробнее о московском Даниловском монастыре смотрите следующее интересное видео: