Церковь Спаса на Нередице — описание и фото

Великий Новгород — кладезь памятников древнерусской архитектуры. Один из них — Церковь Спаса на Нередице, находится в трех километрах от его городской черты. Построенный еще в XII веке, храм славился своими фресками далеко за пределами России. К сожалению, основная часть росписей до наших дней не сохранилась.

Церковь спаса на нередице кто построил

Несмотря на это, люди приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть прекрасный образец средневекового зодчества, заботливо восстановленный современными реставраторами.

История храма

Церковь Спаса на реке Нередице был возведен в 1198 году по велению новгородского князя Ярослава Владимировича. Храм был задуман, как мемориальное сооружение в память о его погибших сыновьях — Ростислава и Изяслава, а также в качестве усыпальницы для княжеской семьи.

О зодчем, который строил храм Спаса на Нередице, ничего не известно. С учетом сложившейся в Новгороде строительной ситуации в XII веке, есть основание предполагать, что архитектором был Коров Яковлич. Именно его строительная артель находилась в то время в городе.

В 1199 году интерьер церкви украсили фресками, благодаря которым Новгородская святыня и получила мировую известность. Настенные росписи представляли собой уникальную художественную композицию на тему евангельских сюжетов.

Храм спаса на нередице

Одновременно с возведением храма было решено построить и Спасо-Нередицкий монастырь. История его создания и дальнейшего бытия не содержала в себе никаких выдающихся событий. В начале XVII века он был приписан к мужскому Юрьеву монастырю, а в 1764 году и вовсе упразднен. После церковь Спаса Преображения на Нередице в Новгороде была переведен в разряд приходских.

К XIX веку от Нередицкой обители остался лишь Спасский храм с пристройкой 1975 года и шатровая колокольня. Первоначальный вид здания уже к тому времени был изменен различными перестройками. В 1892 году встал вопрос о реставрации церкви. Было произведено архитектурное обследование помещений, составление сметы и определение необходимых работ.

В 1903 году под руководством архитектора П. Покрышкина сделали первую реставрацию здания. Был переоблицован фундамент, обновлены части стен, восстановлены дверные проемы, возвращен первоначальный облик посводному покрытию.

Советские годы

Во время Великой Отечественной войны Спасо-Преображенский храм оказался в самом эпицентре боевых действий. Огнем вражеской артиллерии церкви и ее фрескам был нанесен необратимый ущерб. Рухнули стены, своды и купол. Уцелели лишь некоторые части здания и незначительные фрагменты древней росписи.

Церковь спаса на нередице краткое описание

В 1944 году ленинградскими студентами под руководством историка, археолога и автора книг о Великом Новгороде М. Каргера были начаты работы по консервации уцелевших остатков Нередицкой церкви. Осторожно разбирали завалы, буквально по осколкам, собирали остатки разрушенной кладки. Укрепив стены изнутри арматурой, они приступили к возведению сводов и купола.

Следующий цикл восстановительных работ был произведен в 1958 году под руководством Г. Штендера. Именно эта реставрация считается наиболее полной и удачной. По сохраненным обмерным чертежам удалось воссоздать храм в своем первоначальном облике и сохранить его оригинальные формы XII века.

Реконструкция была выполнена настолько точно и тщательно, что даже опытный глаз специалиста не сразу может понять, что перед ним, по сути, «новодел». Только войдя внутрь помещения и увидев пустую обмазку с осиротевшими стенами, можно почувствовать всю горечь от утраты уникального интерьера.

Архитектура Нередицы

Церковь представляет собой четырехстолопную постройку кубического типа. Это однокупольный храм со сложным криволинейным позакомарным покрытием. Скромного вида постройка, по сравнению с более ранними княжескими сооружениями, является образчиком нового архитектурного течения, возникшего в Новгороде к началу XII века и развившегося в течение следующих двух столетий.

 церковь спаса преображения на нередице в новгороде

Отличительной чертой церкви являются пониженные боковые апсиды. Размеры здания составляют 15,7 метров в длину и 11,4 метра в ширину. Высота до зенита купола — 18 м. Толщина стен равна 1 метру. В западной стене имеется лестница, которая ведет прямиком на хоры.

Узорчатый световой барабан имеет 8 пирамидальных окон. Его верхняя часть украшена традиционным фризом с поребриком понизу. Разнообразят фасад выступающие лопатки и узкие окна. Внутри храма лопатки отсутствуют, зато обнаружены следы четырехметровой алтарной преграды.

Фундаментная кладка выполнена из валунов, уложенных всухую. Материалом для стен послужил ракушечник и плинфа, укрепленные известковым раствором с добавлением кирпичной крошки. Для улучшения акустики в своды заложены голосники.

Во время археологических исследований внутри помещения найдены керамические плитки для укладки пола. Данных о первоначальном кровельном покрытии не сохранилось. Предположительно, оно было деревянным.

Стеновая роспись

Фрески Спаса на Нередице отличались особой монументальностью. Они шли сразу от пола и покрывали собой все внутреннее пространство стен. Куда ни глянь — на своды или на конху, на купол или на аркосолии, — отовсюду смотрели суровые лики святых. Но компоновка росписей в границах каждого регистра была произвольной.

 роспись церкви спаса на нередице

В расположении фресок не наблюдался какой-либо определенный порядок или симметрия. Сцены и композиции свободно сочетались с единичными рисунками, медальоны вклинивались в поля фризов, прямоугольники с фигурами не имели стандартного размера, объемные композиции загибались за угол стены, продолжаясь в соседней плоскости.

Все это создавало впечатление огромного цветистого ковра, который затянул все стены и своды. Среди красок преобладали желтые, голубые, красные и зеленые тона, образовывающие пеструю гамму.

Наиболее значительные композиции из фрескового цикла Спасско-Покровского собора:

  • «Страшный суд»;
  • «Богач и черт»;
  • «Знамение»;
  • «Святитель Николай»;
  • «Распятие и цикл Страстей»;
  • «Явление Троицы Аврааму».

Фрески спаса на нередице

Жертвенник был украшен изображением Богоматери. В куполе восседал Христос, окруженный ангелами. Сцены из Священного Писания сочетались с рядами святых. К сожалению, большинство из фресок навсегда утрачено. Последние десятилетия специалисты по крупицам собирали и хранили фрагменты настенной росписи церкви Спаса на Нередице.

Художники-реставраторы буквально по осколкам восстанавливают драгоценную живопись. На сегодняшний день практически закончена реставрация следующих композиций:

  • «Ктиторская фреска»;
  • «Крещение»;
  • «Святая Великомученица Иулия».

Процесс восстановления Нередицкой росписи, состоящей из 325 тыс. фрагментов, требует большого количества времени и специальных методик. Ведь многие композиции собираются исключительно вручную на протяжении многих лет. Основная часть разрозненных фресковых фрагментов находится в Новгородском музее.

Сегодня многие фрески и их краткое описание можно увидеть только в альбомах. Исследователи начала двадцатого столетия успели скопировать и сохранить для потомков наследие древних мастеров.

Современное состояние

В 2001 году археологической экспедицией были совершены раскопки внутри здания храма. Среди других находок под снятым слоем напольной насыпки обнаружены оригинальные росписи и гробница с останками князя Афанасия Даниловича, брата Ивана Калиты и внука Александра Невского, погребенного здесь предположительно в 1322 году.

В настоящее время регулярные богослужения в храме не проводятся. Лишь по великим церковным праздникам здесь совершаются редкие молебны. Святыня открыта для посещений как музейный объект. В 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 3,50 из 5)
Загрузка...
Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.