Храмовый комплекс Ангкор-Ват в Камбодже — восьмое чудо света
Обширный индуистско-буддийский храмовый комплекс Ангкор-Ват в Камбодже расположен на севере центральной части страны и является одним из самых великолепных архитектурных памятников в Юго-Восточной Азии. Основанный более тысячи лет назад, этот древний город когда-то был резиденцией могущественной кхмерской империи, управлявшей большей частью региона.
Начало истории
Руины Ангкора находятся недалеко от современного города Сиемреал. Его история начинается во втором веке нашей эры, когда в этих местах поселились выходцы с полуострова Индостан. Они основали княжество Бапном, спокойно жили, вели торговлю с соседними регионами и процветали на протяжении последующих 400 лет. Благоденствие закончилось вторжением царства Ченла в 600 г. н. э., в результате чего появилось новое государственное объединение Камбуджадеши.
В VIII веке Ангкор стал центром, из которого династия кхмерских царей руководила одной из самых богатых и сложных империй в истории Юго-Восточной Азии. До XV века империя простиралась от юга Индокитайского полуострова до севера современной китайской провинции Юньнань, от Вьетнама на востоке до Бенгальского залива на западе.
В течение всего периода существования правители использовали бывшие в их распоряжении огромные ресурсы богатств и рабочей силы для воплощения громадных строительных проектов, включавших культовые и фортификационные здания, призванные прославить богов, столицу и их самих. Золотой век царства начался в 802 г., когда король Джаяварман II начал возводить индуистские храмы, заложив традицию, которую его преемники будут продолжать на протяжении столетий. Основные из сооружений:
- Анкор-Ватт — восьмое чудо света, фото которого украшает все путеводители и рекламные проспекты страны;
- Байон;
- Та Прохм;
- Бантеай-Срей;
- Кох Кер;
- Бенг Мелиа;
- Кбаль Спеан;
- Преа Кхан;
- Пном Бакенг.
На рубеже IX и X столетий король Яшоворман I основал новую столицу в городе Яшодарпура, рядом с которым в начале XII века был построен самый важный храм Ангкор-Ват, ставший в нынешнее время культурным символом Камбоджи. Период наибольшего блеска государства пришелся на царствование Джаявармана VII, который расширил границы, а между 1181 и 1220 гг. построил комплексы Байон, Та Пром и Преа Кхан. Эти сооружения относятся к периоду перехода региона к буддийскому вероисповеданию.
В конце XIII века следующий король Джаяварман VIII вернулся в индуизм, уничтожив часть наследия предка и улучшив состояние старых храмов. При этом правителе появились признаки заката могущества царства и начался период вторжений завоевателей. Последующие монархи снова приняли буддизм, но упадок продолжался и в 1432 году столицей государства стал Ловек, находившийся рядом с современным Пномпенем.
Возможно, основной причиной исхода из города стали участившиеся монгольские и сиамские набеги, показавшие чрезмерную близость столицы к неспокойным границам. Тем не менее в 1550 г. король Анг Чан (1516−1566 гг.) перенес свою резиденцию в Ангкор. Начались реставрационные работы, прерванные очередной интервенцией. С тех пор город был заброшен окончательно и похоронен непроходимыми зарослями. Единственным исключением стал храм Ангкор-Ват, в котором остались жить буддийские монахи.
Затерянный город
Первая новость о затерянных в джунглях древних храмах достигла Европы в 1601 г. благодаря испанскому монаху-францисканцу по имени Марсело де Риваденейра. В своих записях он упоминал большой город в королевстве Камбоджа с покрытыми резьбой стенами и большими зданиями, от которых остались только руины.
Большинство полученных сведений о регионе в те времена приходило от испанских и португальских миссионеров, прибывших в столицу королевства, расположенную в нескольких километрах севернее современного Пномпеня. Преследуя свои цели, эти люди пробирались в леса за пределами реки Меконг, где и обнаружили безмолвные, величественные остатки города с фонтанами, каналами, храмами и мостами.
Никто из них не знал, что эти руины — религиозный центр и столица кхмерских царей со времени своего основания и до падения в XV в. Печальное положение королевства Камбоджа, разоряемого соседними государствами на протяжении XVI века, и заброшенность города заставили миссионеров предположить, что комплекс сооружений не мог быть создан местными жителями. Такое грандиозное строительство они связывали с римлянами или Александром Македонским.
В числе кандидатов оказались даже иудейские переселенцы, которые могли побывать в регионе прежде, чем обосновались в Китае.
От забвения к славе
Камбоджийские руины в то время не вызвали интереса у европейцев, больше озабоченных коммерческими сделками и обращением в христианство, нежели научными изысканиями. Более того, в 1599 г. небольшой испанский гарнизон был уничтожен группой местных торговцев, и иностранцы покинули Камбоджу. В результате Ангкор исчез из поля зрения остального мира более чем на два столетия.
В 1858 г. французский натуралист Анри Муо, находясь под впечатлением от прочитанной книги Джона Боуринга о королевстве Сиам, решил посетить регион. Путешественник достиг величественных руин в январе 1860 г. и был восхищен мастерством древних строителей. Он сравнил Ангкор-Ват с храмом царя Соломона и назвал его не менее грандиозным сооружением, чем архитектурное наследие Греции или Рима.
Через год исследователь умер в Лаосе. Его лишенное евроцентризма и предрассудков романтическое описание послужило основанием для того, чтобы считать автора первооткрывателем комплекса. Вскоре после его смерти Франция установила протекторат над Камбоджей, а в 1866 году направила экспедицию для изучения загадки Ангкора.
Тогда же молодой художник Луи Делапорт сделал серию гравюр, имевших большой успех в Европе. Он был восхищен гармоничной грандиозностью сооружений и считал камбоджийское искусство самым красивым выражением человеческого гения в Юго-Восточной Азии. В 1873 г. во Францию было привезено большое количество скульптур и барельефов, составивших собрание музея кхмерского искусства в Компьене, расположенном недалеко от Парижа. С 1927 года коллекция дополнена и выставлена в галерее Гим, специализирующейся на азиатском искусстве.
Назначение сооружений
После установления в 1863 году французского колониального режима древние тайны старинных сооружений стали предметом пристального научного интереса. Исследовательская программа, проведенная Французской школой Дальнего Востока, дала большую часть знаний об истории города, а также сложной политико-религиозной системе государства.
Археологи осуществили трудную и кропотливую реконструкцию, частично восстановив комплекс храмов, водохранилищ и каналов. Выяснилось, что на протяжении веков здесь было много изменений архитектурного и художественного стилей в связи с религиозными воззрениями:
- индуизм;
- культ бога Шивы;
- поклонение Вишну;
- буддизм Махаяны.
Ангкор был задуман и построен на основе религиозных и политических концепций, пришедших из Индии и адаптированных местными традициями. Со времен Яшовармана I он символизировал представление о Вселенной и был структурирован в соответствии с моделью индуистской космологии. Строения окружали центральную пирамиду храма, символизирующую дом богов — гору Меру, расположенную на естественном возвышении в районе Пном Бакхенг.
Аналогичным образом, центральная фигура каждого храма отражает позицию горы Меру, а наружные стены символизируют край мира или космоса. Обширная система водохранилищ, каналов и рвов, ставших одними из наиболее заметных достопримечательностей Ангкора, служила в первую очередь как ирригационная система для орошения рисовых полей, хотя олицетворяла воду Вселенной.
Многие из храмов были построены для того, чтобы стать культовым местом, посредством которого цари и члены их семей могли обрести бессмертие. Например, Ангкор-Ват возведен как большой погребальный комплекс, подтверждающий идентичность богу Вишну.
Внутри его третьего корпуса находятся барельефы, на которых древним мастерам удалось изобразить масштабные сцены из индийских эпосов Махабхарата и Рамаяна.
Современный период
В результате политических и военных переворотов, случившихся в Камбодже, ставшей ненадолго Кампучией, во второй половине XX в., храмовый комплекс понес значительный урон. Но главной проблемой стало забвение — без специалистов и смотрителей здания снова поглотили джунгли, а вода размыла элементы конструкций.
В 1992 г. ЮНЕСКО объявила Ангкор объектом Всемирного наследия и добавила его в соответствующий список, как находящийся под угрозой (вычеркнут в 2004 году). Впоследствии были предприняты мероприятия по консервации, и многие страны внесли свой вклад в восстановление памятников.
Площадь города в 1994 г. отсканировали с помощью радара шаттла Индевор. Это и последующие изображения дистанционного зондирования показали наличие неизвестных доселе зданий и гидрологических сооружений. Используя всю информацию, а также данные новейших археологических исследований, было выдвинуто предположение, что запустение Angkor стало результатом ухудшения состояния окружающей среды. Основную роль в уничтожении жизненно важной системы оросительных каналов сыграла деятельность человека:
- вырубка лесов;
- нерациональное использование земель;
- чрезмерное затопление и заиливание.
Туристам на заметку
Ангкор-Ват на карте находится рядом с Сием Рип — самым посещаемым городом Камбоджи. Именно отсюда начинаются все экскурсии в знаменитый храм. Всего в нескольких километрах находится международный аэропорт, проезд от него до любого отеля будет стоить несколько долларов. В случае брони на 2 ночи трансфер предоставляется бесплатно. Из любого крупного города страны, а также Лаоса, Таиланда и Вьетнама сюда можно добраться на автобусе.
До начала туристического бума Сием Рип был маленькой деревушкой, затерянной в джунглях. Теперь это большой город с населением около 200 тыс. человек, половина которых занята в сфере туристического бизнеса. Для желающих насладиться местными достопримечательностями созданы все условия: множество больших и маленьких отелей, недорогих гестхаусов, магазины, спа-салоны, экскурсионные бюро, рынки, бары и рестораны. По улицам Сием Рипа ездят только туристические автобусы, поэтому передвигаться приходится пешком или на местных видах транспорта:
- тук-туках (мотоцикл с прицепом-каретой);
- мотоциклах в качестве пассажира сзади;
- арендованных вместе с водителем автомобилях для поездок в другие города или к храмам;
- велосипедах, которые берутся в аренду.
У любого камбоджийца в каждой точке страны можно узнать, где находится исторический храм Ангкор-Ват и как до него добраться. Единственная проблема — языковой барьер. Однако на основных туристских маршрутах есть надписи и названия на английском.
Ангкор является самым крупным в мире храмовым комплексом. Он настолько значим для Камбоджи, что присутствует на флаге государства, и не менее бесценен для исторической памяти всего человечества.
Его удивительная гармония, сказочная архитектура и неповторимые скульптурные ансамбли не перестают восхищать людей, независимо от их национальности и вероисповедания.
Последние отзывы
В 5 часов вечера вход на территорию храмов закрывается. Наверно, чтобы не оставить без работы рестораны. Кстати, пробовал камбоджийское меню в передней части Ангкор-Ват, и это было неплохо. Заказал лягушачьи лапки.
Экзотика невероятная! В таких местах чувствуешь себя Ларой Крофт.
Мы с подругой приезжали на однодневную экскурсию. Единственный минус — в отель заехали вечером, перед этим тряслись по ухабам в автобусе и не успели как следует отдохнуть, поскольку в планы входил рассвет над храмом.