Храм Артемиды в Эфесе — где находится, фото и краткое описание
Люди часто путешествуют по разным городам и странам, чтобы увидеть привлекательные пейзажи или интересные постройки, возведённые знаменитыми архитекторами разных времён. Многие мечтают посетить все Семь чудес света, одним из которых выступает Храм Артемиды в Эфесе. От величественного строения почти ничего не осталось, однако история о нём сохранилась.
Идея постройки
Древняя Греция занимает особое место в античной истории мира. Многим знакомы мифы и легенды о греческих божествах и героях. В их честь народ возводил памятники и храмы. Одной из самых почитаемых богинь была Артемида. Сестра-близнец бога Аполлона считалась покровительницей охоты, лесов, диких животных и плодородия. Ей молились беременные и роженицы, поэтому её называли Великая мать. Древние греки решили построить храм богине Артемиде в Эфесе.
Территория древней цивилизации практически совпадает с границами современного государства, однако многие части сегодня относятся к другим странам. Сегодня Эфес принадлежит Турции. Город был заложен на побережье Эгейского моря. В период наивысшего расцвета Эфеса, который пришёлся на VI век до н. э., был построен большой храм богине охоты. Сооружение на острове Корфу поражало величиной и красивым видом.
Место для постройки храма греки искали долго. Поскольку предыдущие конструкции, которые пытались возводить люди, часто обрушивались из-за происходящих в городе землетрясений, необходимо было выбрать надёжный участок. Резкие колебания земли редко наблюдались на болотистой местности. Для храма выбрали территорию недалеко от древнего святилища, посвященного карийской богине плодородия. Греки вырыли котлован огромного размера, а для надёжной основы уложили в него слоями шерсть и уголь.
Сначала строение решили сделать из дерева. Но землетрясения разрушали сооружение ещё на первых этапах его создания. Кроме того, дерево портилось из-за влажного климата и насекомых-вредителей. Храм приходилось строить заново и по причине пожаров. Как бы греки ни пытались сохранить сооружение, они терпели неудачу.
Строительство и архитекторы
Люди решили сделать Артемисион (храм Артемиды) из белого мрамора. Залежи нужного материала были найдены рядом с Эфесом. Проект доверили архитектору Херсифрону из Кносса. Он предложил возвести гигантский диптер. При таком типе храма святилище опоясывают два ряда колонн. Из истории известно, что сооружение строили в течение 120 лет.
При создании Артемисиона Херсифрон столкнулся с проблемой, которая касалась колонн. Огромные объекты было сложно доставить до места строительства не только из-за большого веса. Когда их везли в город, телеги вязли в болотистой земле. Вскоре архитектор придумал хитрый способ доставки тяжёлого материала.
В верхнюю и нижнюю части колонн забивали штыри из металла, а сами объекты обшивали древесиной. Затем запрягали волов, с которыми было проще доставить материал для строительства. Тяжёлые столбы катились по вязкой почве и не проваливались. Другой проблемой была вертикальная установка массивных колонн. К сожалению, информации о том, как были поставлены столбы, не имеется.
Херсифрон умер задолго до окончания строительства храма. Он успел завершить колоннаду и основную часть Артемисиона. Работу над великим сооружением продолжил его сын Метаген. Второй архитектор использовал нестандартный ход, с помощью которого удалось положить архитравы (балки) на колонны, не повредив при этом капители. Строители помещали на столбы несвязанные мешки с песком, на них укладывали балки. Под давлением содержимое высыпалось из мягкого материала, а перекладины занимали предназначенное для них место.
После смерти Метагена третий и четвёртый архитекторы — Деметрий и Пеонит — завершили строительство храма. Над сооружением также потрудились и другие древние мастера:
- Скопас работал над рельефом колонн.
- Пракситель украсил алтарную часть.
- Росписи и фрески принадлежат Апеллесу.
В создании скульптурного убранства участвовали и другие греческие мастера. Одни люди помогали финансами, другие — техническими решениями. Достроенное сооружение вызвало восхищение и восторг у всех горожан Эфеса. Древнегреческий поэт Антипатр Сидонский даже посвятил стихотворение изумительному творению. В храме не только проводились религиозные обряды. Здание также было финансовым и деловым центром города. Храмом управляли жрецы, которые не зависели от городских властей.
Внешний вид
Артемисион входит в семёрку величественных построек древности, однако он не смог сохраниться в первоначальном виде. Сегодня от храма осталась только одна колонна высотой 14 м. О внутреннем убранстве чуда света можно узнать из оставшихся описаний.
Длина основания сооружения составляла 105 м, а ширина — 52 м. Свод храма поддерживали 127 колонн высотой 18 м. Они были установлены в 9 рядов. Сооружение включало не только мрамор. Основной материал использовали для облицовки внутренних помещений. Для перекрытий и некоторых декоративных деталей применили древесину. Ко входу Артемисиона вели широкие ступени. Портик украшали искусно высеченные барельефы.
В центре храма была установлена статуя Артемиды — многогрудая богиня достигала в высоту 15 м. Она была сделана из слоновой кости и инкрустирована золотом и драгоценными камнями. Красивая статуя тоже повлияла на то, что сооружение было причислено к Семи чудесам света. Храм Артемиды Эфесской стал достойным местом для поклонения покровительнице лесов и живых существ.
Поджог и восстановление
Некоторые люди мечтают прославиться своими творениями, а другие предпочитают идти по пути разрушения. Храм Артемиды поражал величием и роскошью и простоял 200 лет. Но однажды это творение привлекло внимание грека по имени Герострат. Этот человек не имел никаких талантов, но он хотел оставить свой след в истории античного мира. Поэтому Герострат сжёг храм Артемиды. Внутреннее убранство сооружения, которое в основном было сделано из дерева, полностью сгорело. От храма остались лишь почерневшие колонны и свод.
Поджигатель не стал прятаться и скрывать своё деяние. Он считал себя героем и с гордостью рассказывал всем о своём поступке. Греки так разозлились, что решили никогда не произносить его имя. Они не пожелали оставить о нём никаких воспоминаний в исторических записях.
Однако имя Герострата всё-таки осталось на страницах трудов историка Феопомпа, который хотел сохранить любую информацию о храме богини Артемиды. В истории этот человек запомнился всем как величайший глупец, решивший поджечь самое прекрасное сооружение в мире. Некоторые люди используют выражение «геростратова слава», говоря о человеке, который заработал себе известность преступлением или неблаговидным поступком.
Поскольку Артемисион превосходил все постройки того времени как по красоте, так и по размеру, его решили восстановить. Эту работу доверили архитектору Хирократу. При восстановлении храма он внес некоторые изменения:
- Хирократ поднял ступенчатое основание сооружения, которое возвышалось над всеми соседними строениями.
- Число ступеней было увеличено.
- Двери и потолочные элементы сделали из кедра, привезённого с острова Крит.
Строители обновили облицовку, убрав испорченные плиты из мрамора. Внутри здания добавили различные предметы искусства, которые приносили не только из разных уголков Древней Греции, но и из соседних стран. Возрождённое сооружение смотрелось ещё величественнее. В храм Артемиды снова стали приходить горожане и гости Эфеса.
Реконструкция сооружения закончилась в III веке до н. э. Поскольку Александр Македонский выделил немало средств на строительные работы, его изобразили на стене храма. В руке полководца была молния, которая как будто выходила за рамки картины. Заказчики, принимавшие полотно, были изумлены шедевром и заплатили автору 25 золотых талантов. Столько не получал ни один художник за последующие три столетия. Портрет Александра Великого был размещён недалеко от статуи Артемиды.
Захват Эфеса
В III веке н. э. Эфес подвергся набегам готов. Многочисленные враги грабили городское население и, конечно, не оставили без внимания храм, посвящённый Артемиде. В 263 году готы захватили сооружение и разграбили святилище.
Через столетие была утверждена новая религия. Языческие храмы разрушались христианами. Из Артемисиона выкрали мраморные плиты для строительства различных сооружений. Затем снесли крышу, из-за чего стали падать колонны. Целостность здания была нарушена. На месте храма богини плодородия построили церковь Девы Марии, но через какое-то время её тоже уничтожили.
О разрушенном храме надолго забыли. Болотистая почва, на которой находилось строение, почти уничтожила его остатки. Постепенно руины Артемисиона затянула трясина. Эфес потерял своё значение, к пристани перестали приплывать корабли из соседних стран. Месторасположение когда-то существовавшего чуда света оказалось забытым.
Месторасположение храма
В 1869 году английскому археологу Вуду удалось отыскать место, на котором когда-то был возведён храм Артемиды. Через год Британский музей организовал экспедицию, которая отыскала фрагменты и небольшие детали древнего сооружения. Раскопать фундамент храма получилось только в XX веке. Также археологам удалось обнаружить под разрушенным сооружением остатки первой постройки, посвящённой древнегреческой богине.
К сожалению, найденных деталей оказалось недостаточно, чтобы восстановить полноценный облик некогда существовавшего Артемисиона. Внешность статуи Артемиды реставрируют по её изображениям на древних монетах и её копии, обнаруженной в прошлом веке.
Если у туристов возникнет желание посетить это место, им необходимо добраться до поселения Сельчук, которое расположено на западе Турции. Обычно осмотр достопримечательности занимает не больше 20 минут, поскольку от блистательного сооружения осталась лишь колонна. Однако под рассказ гида, который кратко излагает историю храма, возможно представить себе когда-то существовавшее творение небывалой красоты. Специалистам удалось восстановить колонну, высота которой оказалась меньше первоначальной на 4 м.
Интересные факты
Обычно в кратком описании храма Артемиды Эфесской не упоминаются интересные факты о строительстве уникального произведения искусства. Огромное здание, которое было возведено совместными усилиями греков, стало центром культурной и политической жизни Эфеса. Жрецы храма давали неприкосновенность на территории святилища, если человек пришёл без оружия.
Греки сложили немало мифов и сказаний о сверхъестественном вокруг здания, построенного в честь Артемиды:
- Если верить древним легендам, храм был построен женщинами-воинами амазонками.
- Некоторые считали, что мрамор для строительства сооружения был найден с помощью баранов. Два самца затеяли драку. Один полетел на другого, но промахнулся и угодил рогами в скалу. Упавший на землю скол решил проблему выбора облицовки сооружения.
- По легенде строителям явилась сама Артемида, которая помогла установить тяжёлые колонны.
- Картина с Александром Македонским напоминала Зевса с молнией в руке. В древних записях говорится, что глаза полководца следили за перемещением людей, находившихся в храме.
- В исторических летописях упоминается о лидийском царе Крезе, который пожертвовал наибольшую сумму для строительства сооружения.
По размерам Артемисион превосходил Парфенон, а по числу инженерных разработок и богатству внутреннего убранства заслуженно занимает место рядом с другими чудесами Древнего Мира. Разрушенный храм богини охоты и плодородия разделил участь Колосса Родосского и Висячих садов Семирамиды. Он превратился в призрак прошлого, и лишь раскопки и память поколений не дают ему исчезнуть из мировой истории.