Храм Гарни в Армении — фото и архитектура языческой святыни

Построенный по тем же архитектурным принципам, что и знаменитый Парфенон, храм Гарни в Армении похож на маленький кусочек Древнего Рима или Греции. Этот памятник является частью эллинистической культуры, языческим храмом богу солнца, назван классикой реставрационного искусства и удостоен премии ЮНЕСКО. Гарни удачно расположен всего в двадцати восьми километрах от столицы Армении — Еревана, поэтому ценен не только своим прошлым, но и современным значением туристической Мекки.

Храм гарни в армении

Туристическая локация

Культовый храм Гарни (garni tachar) находится рядом с одноименным селом в Котайкской области среди гор и холмов Армении. Это почти в тридцати километрах от города Ереван.

Культовый храм Гарни (garni tachar)

Доехать до крепостной стены, которая окружает храм и весь дворцовый комплекс, можно на автобусе или такси. Обычно экскурсии предлагают посетить сразу две главных достопримечательности Армении: Гарни и монастырь Гегард (Гехард), до которого еще четыре километра. На обе локации стоит закладывать как минимум полдня.

История храма

Впервые о крепости в Гарни написал древнеримский историк Тацит, описывая историю Армении в I веке н. э. Крепость служила для военных целей урартскому царю, позже была летней резиденцией для нескольких армянских царей. По надписям на самых старых камнях кладки можно предположить, что первые стены здесь возвели около четырех тысяч лет назад.

Древнеримский историк Тацит,

По официальной версии, дворцовый комплекс внутри крепости был построен по указу царя Трдата (Тиридата) I в 76 году. Об этом говорит надпись на одном из камней. В тексте указано, что Трдат Великий посвящает строение своей царице. Однако с этой подписью не все однозначно: средневековый историк Хоренаци приписывал ее Трдату III, а вместе с надписью еще и перестройку храма спустя два века после постройки.

В IV веке н. э. в качестве единственной религии, которой разрешалось служить на территории Армении, было выбрано христианство. Будучи языческим, храм в Гарни мог быть разрушен, как и многие другие «ложные святыни», но царевна Хосровидухт сумела отстоять сооружение. Было уничтожено лишь капище, остальные помещения превратили в летний дворец.

История Гарни и Армении тесно связаны. Здесь на протяжении тысячи лет отдыхали в теплое время года армянские царские семьи. Здесь содержались и готовились к битвам войска.

На протяжении всей античной эпохи и в начале Средних веков крепость укрепляли и перестраивали, стремясь сделать неприступной. Но несмотря на удобное положение и грамотно расставленные оборонительные башни, иногда вражеские осады были успешными. Святыню грабили урартские войны и ассирийцы.

Крепость была разрушена и стерта с карт не орудиями, а природой. В 1679 году Гарнийские стены обрушились в результате землетрясения. Внешний вид храма был восстановлен в 1966—1976 гг. г. в процессе реконструкции.

Крепостная стена

Место, где когда-то заложили крепость Гарни, имеет очень удобное с военной точки зрения положение. Территория гарнизона — треугольный мыс с отвесными склонами, с двух сторон окруженный водой реки Азат, которая бьется в ущелье. Строителям было необходимо возвести всего одну стену, чтобы оградить территорию.

Место, где когда-то заложили крепость Гарни,

Окружность крепости 314 метров, а максимальная за все время высота составляет 26 метров. Стены толщиной около двух метров сооружены из огромных голубых базальтовых камней. Масса самых больших из них достигает десяти тонн. Между собой глыбы соединяли железными пластинками, углы заливали свинцом.

Стены усилены прямоугольными каменными башнями, всего их четырнадцать. Они распределены вдоль крепости неравномерно. Там, где к стене прилегает труднопроходимый участок, башни расположены на расстоянии от 25 до 32 метров друг от друга. На ровных же участках постройки ставили чаще: между ними по 10−13 метров.

В крепости был всего один вход. Он был настолько узким, что его ширина позволяла пропустить только одну колесницу.

Архитектура дворцового комплекса

При строительстве дворцового комплекса использовался отесанный гладкий базальт. Блоки не длиннее двух метров крепили между собой скобами и клиньями.

На территории Гарни было возведено несколько самостоятельных строений:

  • храм;
  • парадный зал;
  • колонный зал;
  • жилой корпус;
  • баня.

Архитектура дворцового комплекса

Все они выполнены в эллинистических традициях, то есть повторяют архитектуру древнегреческих построек. Храм имеет наибольшую историческую ценность и выделяется на фоне остальных зданий своей особой композицией. Она называется периптером — это прямоугольное помещение с крытой и окруженной колоннами галереей. Считается, что именно в Армении придумали эту композицию.

Храм стоит на основании, размеры которого 15×11 метров. Внутри святилища одновременно могли находиться всего несколько человек. По периметру основания располагаются типичные греческие колонны. Всего их 24.

Ко входу ведут девять каменных ступеней, они тянутся, полностью перекрывая фасад. Каждая ступень высотой 30 сантиметров, что непривычно высоко для современных строений. Края лестницы украшены пилонами с изображениями атлантов.

Внутри храм солнца отличается от греческих и римских периптеров. От своих собратьев он перенял лишь акантовый лист, остальные элементы присущи армянской культуре:

  • гранат;
  • орешник;
  • виноградные лозы;
  • композиции из местных цветов.

Дворцовый комплекс был удален от входа в крепость. Храм построен в самой южной точке на краю мыса, поэтому не попадал под обстрелы вражеской техники.

Чуть западнее размещен парадный зал, к нему с северной стороны пристроены два жилых этажа. В убранстве преобладают розовый и красный цвета. Они говорят о наивысшем статусе хозяина.

Дворцовый комплекс гарни

Рядом с жилым корпусом стояла баня. Достоверно неизвестно, сколько в ней было помещений, но не менее пяти, каждое из которых имело свое назначение. Из убранства бани сохранились только мозаичные полы с надписью «Мы работали, но не получили награды».

В северной части крепости стоял гарнизон царских войск. Здесь же жили слуги, обслуживающие царскую семью.

Во славу Солнца

Храм солнца в Армении построен в честь бога небесного света и справедливости Митры (Михры), который почитался в Армении, Персии, Индии и странах Малой Азии. Оттуда культ добрался и до Древнего Рима. Там Митру называли вторым воплощением бога Солнца Гелиоса, примиряя на одной земле два лагеря язычников.

Бога небесного света и справедливости Митры (Михры),

Для низших слоев населения Митра был богом равенства, обещал и бедным, и богатым счастливое пребывание в мире мертвых. Царь Трдат I, построивший святыню, считал, что бог Солнца принес победу над римской армией в боях на территории Армении.

Богу положено было приносить жертвы. Жертвенники находятся на ступенях храма. Они воздеты к небу руками атлантов, которых каменотесы изобразили на пилонах лестницы.

Периптер поделен на сени и святилище. Оба помещения небольшие. В сенях много богатых орнаментов. Помещение святилища, наоборот, очень скромное, в нем находилась только статуя Митры. Из-за малых размеров им могла пользоваться только царская семья.

В армянской традиции принято располагать храмы так же, как и церкви — входом на запад, алтарем на восток. И только в Гарни эта традиция нарушена, а все постройки размещены входом на север. Святилище же находится с южной стороны.

Классика реставрационного искусства

О восстановлении храма в районе села Гарни задумывались уже давно, в XIX веке. Тогда на мысе лежала груда камней, покрытых почвой и поросших травой. Десятки ученых и путешественников побывали на развалинах. Один из них, французский археолог и исследователь Дюбуа де Монпере, начал рисовать примерный план реконструкции, но закончить ему не удалось.

Тогда же в XIX веке остатки храма хотели перевезти во дворец царского наместника в Тифлисе. К счастью для историков, денег на перемещение камней не нашлось.

Востоковед Яков Марр

Всерьез занялись Гарни уже в начале XX века. Востоковед Яков Марр занялся исследованием мыса над рекой Азат. Его группа начала собирать детали крепости и строений, обмерять участок.

В советское время развалины исследовал Н. Г. Буниатян. Ему принадлежит первый проект реконструкции.

Завершил работу над храмом архитектор А. Саинян. Ему и его людям потребовалось почти десять лет, чтобы найти и собрать воедино все сохранившиеся обломки. Приходилось буквально вырывать их из крестьянских рук. И тем не менее сейчас памятник эллинистической архитектуры лишь на 30% состоит из базальтовых глыб, заложенных в I веке н. э. Это против условий получения наград ЮНЕСКО. Однако в 2011 году Гарни все же был удостоен этой значимой премии.

Работу над храмом Солнца заслуженно называют классикой реставрационного искусства. Рабочим удалось восстановить правильные пропорции периптера, подружить старую и новую кладки, отреставрировать и повторить рельефы древних армянских мастеров.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.