Мраморный дворец (Санкт-Петербург) — фото и описание интерьеров
Мраморный дворец в Санкт-Петербурге — одно из красивейших зданий города, которое расположено неподалеку от Зимнего дворца и завершает архитектурную композицию на Дворцовой набережной. Это уникальный памятник XVIII века, построенный в 1768—1785 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди. Дворец возводился по приказу Екатерины Второй и предназначался для ее фаворита — графа Григория Орлова.
История строительства
В Петровскую эпоху на месте Мраморного дворца располагался питейный дом, который в последующем был перестроен в здание Почтового двора и пристань. Император Пётр Первый устраивал тут различные ассамблеи, также к пристани причаливали корабли, на которых царь отправлялся в поездки по Петербургу и близлежащим крепостям. Однако уже в середине XVIII века деревянное здание полностью сгорает, а царствующая в то время Екатерина Великая решается на пустыре построить огромный по своим размерам каменный дворец.
В 1769 году был выписан знаменитый итальянский архитектор Антонио Ринальди, который в прошлом также работал над рядом знаковых сооружений в Санкт-Петербурге. По одной из городских легенд, императрица лично выполнила от руки эскиз будущего строения, а уже профессионал дополнил его подробным планом.
Официальная версия гласит, что этот дворец предназначался для Григория Орлова, который сыграл значимую роль во время дворцового переворота в 1762 году. Однако историки утверждают, что в то время граф-генерал был любовником Екатерины, которая решила таким щедрым образом отблагодарить своего возлюбленного. Но Орлов не дожил до окончания возведения дворца, а в последующем Екатерина выкупила строение у наследников фаворита и подарила его своему внуку Константину Павловичу на его бракосочетание в 1796 году.
Известно, что над строительством дворца работал не только итальянский архитектор Антонио Ринальди, но и талантливый скульптор Федот Иванович Шубин. В оформлении внутреннего убранства использовались картины и скульптуры австрийца Дункера и итальянца Валли.
Ежедневно на стройке трудились сотни каменщиков, а материал доставляли как из расположенных поблизости от Петербурга каменоломен, так и из Италии.
Строительство заняло 16 лет, а все отделочные работы были завершены к 1785 году. Екатерина Великая первоначально принимала активное участие в возведении дворца, но в период многочисленных войн и народных бунтов она занималась другими важными для государства делами, что приводило к практически полной остановке строительства. Сложности также возникали с доставкой из Италии мрамора, которым облицовывался весь фасад огромного сооружения.
Владельцы дворца
Изначально дворец предназначался графу Орлову, однако любовник Екатерины скончался в 1783 году, после чего императрица принимает решение выкупить строение у наследников покойного фаворита. Сумма такой покупки составила полтора миллиона рублей, что на сегодняшний день достигает порядка 300 миллионов долларов. Построенный каменный особняк долго пустовал, и лишь в 1796 году императрица дарит дворец своему шестнадцатилетнему внуку — князю Константину Павловичу, который обручился в то время с принцессой Саксен-Заальфельда.
Однако вскоре новый владелец пустился во все тяжкие, историки даже говорят, что у него было помутнение рассудка. Он стрелял во дворце из пушки по крысам, а его молодой супруге приходилось прятаться от сумасшедшего мужа. Екатерина принимает решение отобрать за такое недостойное поведение свой подарок, отправив великого князя в ссылку в удалённое имение под Москвой. Во дворце проживали:
- братья Орлова;
- князь Константин Павлович;
- Станислав Понятовский;
- князь Константин Николаевич.
В период с 1797 по 1798 год дворец стал резиденцией польского короля и по совместительству фаворита Екатерины Станислава Понятовского. Вельможа вместе со своей свитой был заселен в часть залов, параллельно в других помещениях дворца проходил ремонт, которым руководил архитектор Воронихин. После скоропостижной смерти Станислава Понятовского дворец снова переходит во владение князя Константина Павловича Романова, который проживал тут вплоть до своего отъезда в Польшу, куда он направился в качестве царского наместника.
В начале XIX века дворец переходит во владение придворной канцелярии, в части помещений обустроены квартиры, которые сдавались придворным чинам. Этим объясняется тот факт, что большинство помещений было переделано их собственниками.
Многие государственные чиновники и дворяне стремились поразить пышностью и богатством интерьеров, используя в отделке своих покоев позолоту, изысканный мрамор и другие редкие материалы.
В 1832 году император Николай Первый дарит этот дворец своему сыну Константину Николаевичу, после чего началась реконструкция и ремонт уже обветшалого сооружения, а всеми работами руководил архитектор Брюллов. Он сохранил первоначальный внешний вид здания, часть помещения была оформлена в классике, рококо, готическом стиле и позднем ренессансе.
Также над декорациями работал Павел Трубецкой — скульптор памятника Александру 3 у Мраморного дворца. В последующем усадьба переходит в собственность великого князя Константина Константиновича. На первом этаже сооружения были обустроены музыкальные гостиные, нижняя библиотека и английский кабинет.
Здание в годы советской власти
В годы Первой мировой войны помещение дворца переоборудовано в госпиталь для раненых. После Февральской революции тут располагались различные службы, в том числе Российская академия истории и материальной культуры. В 1937 году во дворце открывается филиал Центрального музея имени Владимира Ленина.
В это время на втором этаже большинство залов перестроили, из-за чего их интерьер был утрачен. Советские власти продавали все царские ценности, используя деньги на индустриализацию страны и решение проблем с голодом в колхозах. Свой первоначальный вид и отделку во дворце сохранили лишь Мраморный зал и парадная лестница. У входа была установлена экспозиция с броневиком, на котором выступал Ленин во время Октябрьской революции. В последующем, уже в 90-х годах, этот памятник демонтировали.
За годы советской власти здание дворца постепенно обветшало, реконструкция и текущий ремонт не проводились, поэтому сооружение в начале девяностых находилось в плачевном состоянии. Лишь в 1992 году начались работы по восстановлению интерьеров и первоначальной планировке роскошных залов. Реконструкция заняла порядка десяти лет, что позволило восстановить утраченный облик одного из главных архитектурных памятников Петербурга.
Фасад и внутреннее убранство
История Мраморного дворца чрезвычайно интересна. Возведен он в стиле раннего классицизма, отличается роскошью и богатством внутренней отделки, подчеркивающей мужественность и силу владельца здания. В отделке фасада использовались 32 сорта агата, гранита и мрамора, что позволило добиться оригинального сочетания материалов с различной фактурой и цветом. Белый мрамор архитектор Людвиг Скалли привозил в замок из Италии, а серые сорта добывали в Эстонии и Карелии. Медная кровля выполнена в Сестрорецке и прослужила без ремонта более 150 лет.
Цокольный этаж, выходящий на главный проспект Петербурга, отделан розовым мрамором, сочетающимся с гранитными набережными Невы. Главный фасад, который обращен в сторону сада, богато украшен лепниной и позолоченными балюстрадами балконов и портика. Тут же располагаются механические часы на башенке, которые украшены фигурами Щедрость и Верность работы скульптора Шубина.
Часовой механизм отличается точностью хода, известно, что ещё Екатерина заказывала его изготовление мастерам из Швейцарии.
Внутреннее убранство богато украшено мрамором и скульптурами из редкого камня. Внутри также располагается Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Самыми красивыми залами дворца считаются:
- Собранный;
- Ласковый;
- Китайский;
- Малый Мраморный;
- картинная галерея.
Известно, что в прошлом в картинной галерее хранились работы Рафаэля, Тициана и Рембрандта, а вся коллекция собиралась великими князьями и стоила целое состояние. В двадцатые — тридцатые годы коммунисты продали все работы, которые представляли огромную художественную ценность. Сейчас в картинной галерее расположен филиал Эрмитажа, где можно увидеть картины великих художников России и Европы.
Представленные экспозиции
Во дворце работает несколько экспозиций от петербургских музеев, что позволяет не только осмотреть интересную архитектуру и внутреннее убранство сооружения, но и поближе познакомиться с историей России и Санкт-Петербурга, увидеть лучшие работы ведущих российских и голландских художников. Во дворце действуют:
- Русский музей;
- филиал Эрмитажа;
- выставка иностранных художников в России;
- экспозиция, посвященная роду Романовых.
Стоимость билета для взрослых составляет 350 рублей, для студентов и школьников — 170 рублей. Туристы также могут приобрести комплексные билеты, которые стоят 650 рублей и предполагают посещение Строгановского, Мраморного и Михайловского дворцов. За фотосъемку экспозиций и картин придётся заплатить 500 рублей.
Транспортная доступность
Сегодня Мраморный дворец считается одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, тут проводятся организованные экскурсии. Опытные гиды расскажут обо всех интересных фактах, связанных с этим роскошным особняком, принадлежавшим многим царским особам. Стоимость организованных туров составляет от одной до полутора тысяч рублей с человека.
Добраться самостоятельно во дворец не составит труда. Поблизости располагается станция метро «Невский проспект», от нее потребуется перейти мост через Мойку и далее пройти около 400 метров по Миллионной улице. Недалеко от дворца находятся туристические указатели и информационные стенды, поэтому какой-либо сложности с тем, чтобы найти эту достопримечательность в старом квартале Петербурга, не возникнет.
Отзывы туристов
Увидела в старом календаре Мраморный дворец. С мужем решили, будучи в Питере, сходить посмотреть эту достопримечательности. Величественное здание поражает своим убранством, это огромная вилла, где раньше жили придворные вельможи. Мощеный камнем пол, великолепное убранство интерьера и роскошные лестницы просто поражают воображение. Выставки в Мраморном дворце, которые проводятся тут на постоянной основе, будут интересны любому туристу.
Приехали из Москвы в Петербург, чтобы поближе познакомиться с этим прекрасным городом. Очень понравился Мраморный музей в Санкт-Петербурге, его экспозиция очень интересна, а проведённая недавно реставрация позволила полностью восстановить первоначальный вид дворца. Располагается он в центре города, поэтому мы выбрали пешую экскурсию и сами осмотрели все его красоты.
Приехали в Санкт-Петербург на несколько дней и решили посмотреть его памятные места. Прочитали описание Мраморного дворца, узнали режим работы, адрес, цену на билет и отправились на экскурсию. Это величественное здание имеет богатую историю. Рекомендуем в Санкт-Петербурге всем гостям посетить этот памятник истории.