Музей Белосельских-Белозерских на Невском проспекте в Санкт-Петербурге
Музей Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге не так популярен, как Исаакиевский храм либо Эрмитаж. Но аристократический дворец позапрошлого столетия являлся объектом восхищения людей той эпохи и основным центром светской жизни до революции. Особняк и сейчас заслуживает внимания не только в плане уникальной архитектуры. Кроме экскурсий по великолепно сохранившимся залам посетителей ожидают музыкальные и театральные мероприятия с разным репертуаром.
История появления
В конце XVIII столетия участки около Фонтанки активно начали передаваться лицам знатного рода, близким ко двору. В то время первым хозяином участка, на котором сейчас находится музей, был сенатор Шаховской — территорию ему подарила Анна Иоанновна. Во время царствования Екатерины II участком владел князь Мятлев, а после — князь Нарышкин, который построил здесь небольшую усадьбу.
В 1797 году поместье вместе с территорией у Нарышкина выкупила княжна Анна Белосельская-Белозерская, точнее, усадьба была куплена ее супругом Александром Михайловичем.
В 1798 году новые хозяева снесли маленькое здание и возвели на его месте трехэтажный дворец в стиле классицизма с титульным фасадом, который выходил на Невский проспект. В 1841 г. границы города поменялись, и дворец стал находиться почти в центре Питера.
После этого сын Анны Эспер посчитал, что находящийся дом не подходит их семейному статусу, поэтому в 1841 г. он велел архитектору Штакеншнейдеру создать новый проект здания. В 1847—1849 годах он был реализован. Архитектор перестроил оба фасада и добавил 2 флигеля. Интерьер полностью изменили с учетом нового стиля дворца.
Для создания внутренней и наружной отделки привлекли из Дании Йенсена, который изготовил скульптуры кариатид и атлантов, игравших роль колонн.
Эспер скончался от тифа в 1847 г., когда здание находилось на стадии фундамента, дальнейшими работами начала заниматься его супруга. Сама она вышла замуж за князя Кочубея и жила у него, здание же использовалось для светских мероприятий и проведения балов.
Другие владельцы
Владельцы особняка неоднократно менялись. В разное время ими становились:
- Сын Эспера Белозерского Константин. Он переехал в поместье с супругой в 1864 году. Этот период был расцветом поместья — оно являлось самым светским в Питере, а балы по масштабу только незначительно уступали царским в Зимнем дворце. Здесь часто присутствовал Александр Третий с женой, на концертных мероприятиях играли Лист, Рубинштейн, Чайковский. Но через время материальное положение Кочубея значительно ухудшилось, поэтому Константину пришлось расплатиться с долгами дворцом.
- Брату царя Александра III князю Сергею Александровичу в 1885 году здание подарили на свадьбу с Елизаветой Федоровной. В то время поместье получило название «Сергиевский». В 1895 г. тут проживала сестра Елизаветы Алиса Гессен-Дармштадтская — будущая жена Николая Второго. В 1906 г. Сергей Александрович скончался после нападения эсера Каляева.
- Княжна Елизавета Федоровна стала владеть поместьем после смерти князя. Но она почти тут же ушла из дворца, став монашкой в московском Марфо-Мариинском монастыре.
- Племянник князя Дмитрий Павлович получил здание от тетушки в 1912 г. После убийства Распутина, где Дмитрий Павлович брал участие, князь короткое время был в особняке под арестом, а после его выслали из России.
Использование дворца в XIX столетии
Участки на берегу Фонтанки в СПб и дворец Белосельских-Белозерских в начале позапрошлого столетия начали передаваться для освоения. С 1915 г. в этом здании находились:
- Британско-русский госпиталь, который был открыт английским Красным Крестом по инициативе императрицы. В период Первой мировой через него прошли 7 тысяч солдат.
- РК Коммунистической партии (с 1921). Национализация здания случилась раньше — в 1918 г., в то время оно уже утратило часть интерьера, а коллекция картин была передана в Эрмитаж. Кроме райкомов здания использовались разными организациями — тут находились бюро пожарной автоматики и автопарк. При блокаде дворец сильно был разрушен, после войны началось восстановление. Интерьеры восстанавливались до 1989 года.
- Петербургский культурный центр с 1993 года. В здании впервые организуются экскурсии, здесь находится Городской центр и Комитет по туризму. В 2001—2002 годах производится реставрация фасадов.
- Музей восковых фигур — 1995—2005 гг.
- Управление делами президента (с 2004). Это время характеризуется большим вниманием к сохранности здания. К 2016 г. завершили масштабную реставрацию. В 2012 году в одном из залов случился пожар, но экспонаты и интерьер уцелели.
Сегодня дом Белосельских-Белозерских — это великолепные интерьеры и насыщенная культурная жизнь. Здесь проводятся заседания, театральные постановки и концерты.
Месторасположение и способ проезда
Если рассматривать карту Питера, то здание находится в его Центральной части на участке, где Невский пр-т пересекает Фонтанку. Адрес Дворца Белосельских-Белозерских в СПб — Невский проспект, 41/Набережная Фонтанки, 42. Проходя через речку по Аничкову мосту, можно наблюдать одноименный дворец.
Простейший способ добраться до здания — на метро. Необходимо около 10 минут, чтобы от остановки «Гостиный двор» пройтись по Невскому проспекту через улицу Островского. После этого нужно только пройти по Аничковому мосту к зданию.
От остановки «Маяковская» дорога по Невскому проспекту занимает такое же количество времени. Отличие заключается только в том, что необходимо передвигаться не вперед, а идти в обратном направлении. От остановки «Владимирская» нужно пройтись немного дольше — вначале по улице Большой Московской, после — по Владимирскому проспекту, а затем — по Невскому проспекту.
Особенности архитектуры
Здание в изначальном варианте было сооружено в 1800 году, но современный вид получило только через полвека. Архитектор Штакеншнейдер к 1845 году являлся «придворным строителем», он стал автором многих императорских зданий, среди которых:
- Фермерский дворец.
- Мариинский дворец.
- Летняя резиденция Лейхтербергских.
Есть версия, что прототипом здания являлся Строгановский замок — пример русского барокко XVIII столетия. При этом дом Белозерских является первым зданием в городе в стиле необарокко. Здесь можно увидеть классические элементы барокко:
- скульптуры атлантов, которые подпирают балконы с коваными решетками;
- арочные оконные проемы с фигурной лепниной;
- двухцветный фасад — розовое основание оттеняет белый фон;
- рустованный первый этаж;
- циркульные фронтоны;
- необычная расстановка трехчетвертных колонн коринфского общества.
Но зданию несвойственна классическая живописность для барокко, его линии больше графичны, а элементы дробны. Его отличия от традиционного барокко:
- Этажность.
- Фасады, которые выходят во внутренний двор, не имеют украшений. Дворы — «черный» и «чистый» — относительно малы.
- Сложный план внутренних залов. Здание в архитектурном плане похоже на доходный дом, где помещения сгруппированы около коридоров.
В конце XIX столетия, вскоре после сооружения этого здания, необарокко становится популярным в Северной столице. Местная знать требует в своих поместьях установить колонны и атланты за любые деньги, но после дворца усадеб такого масштаба в Питере так и не было возведено.
Внутреннее убранство
Дом Белосельских-Белозерских — это одно из красивейших частных владений в Санкт-Петербурге в плане красоты интерьера и архитектурного стиля. По богатству внутреннего убранства оно могло конкурировать с некоторыми царскими дворцами.
Отличие здания на фоне большинства тогдашних сооружений — единство стиля интерьера и архитектуры. Внутри находится преимущественно рококо и барокко — все детали первого стиля особо заметны в декоре Зеркального зала, лестницы и парадных помещений.
Только зайдя во дворец, посетители смогут увидеть красивую парадную лестницу, которая украшена канделябрами и коваными ажурными перилами первых хозяев здания. Также в интерьерах можно наблюдать:
- встроенные скульптуры женщин, которые поддерживают потолок (кариатиды);
- потолочную и стенную лепнину;
- витражные стекла и зеркала;
- резные панели и узорные полы из паркета;
- картины XVIII столетия;
- текстиль;
- мраморную отделку.
Великолепно сохранившиеся внутренние убранства имеют большую художественную ценность и будут интересны туристам.
Оформление залов
Уникальный облик здания складывается из неповторимого стиля оформления всех залов. Краткое описание помещений:
- Зеркальный (концертный) зал — это «сердце» дворца. Зал в стиле рококо делится на сцену и зрительские места. Названием помещение обязано трем зеркалам, которые находятся на стене с левой стороны. Они сделаны из цельных серебряных пластин. Три оконных проема с правой части по форме точно повторяют контуры зеркал.
- Парадная гостиная и столовая начинают галерею парадных помещений на втором этаже. Серовато-зеленые поверхности стен столовой выделяют полотна на стенах и белоснежную лепнину.
- Библиотека или Дубовый зал. Основное украшение этого помещения — панели из деревянного массива с книжными полками. В комнате находится второй этаж с небольшим балконом и ажурными перилами. В зале установлен резной камин из мрамора.
- Картинная галерея находится за столовой, соединяясь с Зеркальным залом и библиотекой. До 1918 года тут располагалась коллекция полотен Белосельских, сейчас на стенах только несколько картин, а сама галерея переделана в театральное фойе, которое примыкает к концертному залу.
- Зеленая гостиная. Тут помимо роскошного внутреннего убранства можно посмотреть предметы мебели фабрики Мельцера и картину «Праздник Венеры».
- Малиновая и Бежевая гостиные. Тут посетители смогут полюбоваться декором в стиле рококо и великолепными люстрами.
Экскурсионные мероприятия
Посмотреть афишу мероприятий, купить билеты или абонемент на экскурсию можно на официальном сайте дворца. Стоимость входных билетов:
- Для школьников — 160 рублей.
- Для пенсионеров, студентов, лиц льготных категорий — 210 рублей.
- Взрослый билет — 310 рублей.
Во время экскурсионного тура посетители смогут ознакомиться с архивами фото госпиталя Красного Креста, узнать историю дворца, погулять по парадным помещениям.
Дворец в свое время посещали Лист, Рубинштейн, Чайковский, Бергман. Удивительную атмосферу здания могут усилить впечатления от музыкальных концертов или театрального представления (к примеру, спектакль «Ревизор»). Дворец часто принимает фестивали. Цена входного билета — 500—2500 рублей.
Мифы и предания
Здание не овеяно таким большим количеством преданий, скандалов и мифов, как другие достопримечательности города. Но некоторые факты можно выделить:
- Скульптор Йенсен, который работал над созданием кариатид и атлантов, довольно своеобразно понимал тяжесть их ноши. Атланты изображены с удивительным напряжением, при этом кажется, что женские фигуры совершенно не чувствуют тяжести — у них на лицах абсолютное спокойствие.
- При князе Константине на балах нередко присутствовал Александр Третий с женой. Марии Федоровне очень нравилось танцевать во дворце. Есть легенда, что, решив закончить бал, царь подзывал к себе по одному музыканту после каждого танца. Очень скоро оказалось, что музыкантов практически не осталось и играть некому — только так царь смог убедить жену покинуть бал.
- Участок пересечения площадей, на котором находится дворец, издавна имеет магическую репутацию «района двойников». Предания гласят, что тут можно увидеть свое второе «Я», которое свидетельствует о скорой кончине. В разную эпоху с двойниками около этого района столкнулись писатель Петр Вяземский и царица Анна Иоанновна.
Дом Белосельских-Белозерских — это здание, в котором можно соприкоснуться с роскошью и историей светской жизни Питера XIX столетия. Великолепные внутренние убранства вызывают восхищение у гостей, а Зеркальный зал сегодня опять является местом проведения концертных и театральных представлений.