Михайловский дворец в Санкт-Петербурге: стиль и автор музея

Многие города России славятся своими великолепными памятниками архитектуры, известными всему миру. Одним из таких является Михайловский дворец в Санкт-Петербурге. Чтобы на него посмотреть, туристы съезжаются со всех уголков земного шара. У этого шедевра любопытное прошлое, тесно связанное с его создателем Карлом Росси.

Михайловский дворец в санкт петербурге

История создания

Дворец был по достоинству оценен еще современниками. В 1825 году полюбоваться этим прекрасным сооружением приезжал граф Джордж Гренвиль — британский политик и ученый. Тогда архитектурное строение было признано самым лучшим в Европе.

Начало возведения

Хронология возведения Михайловского дворца довольно занимательна и охватывает несколько десятилетий. Началом послужил указ Павла I о незамедлительном строительстве резиденции для его новорожденного сына, появившегося на свет в 1798 году, а также накоплении для этой цели денежных средств. По замыслу императора этот проект должен был отодвинуть на второй план замки европейских правителей, подчеркнув своей роскошью статус и величие России.

Михайловский дворец

Павел собственноручно сделал некоторое количество эскизов будущего сооружения. Однако достроить замок ему не удалось, поскольку был убит заговорщиками. Осуществил указ немного позднее его старший сын Александр I. Главным архитектором объекта выбрали Карла Росси, который в то время был уже достаточно знаменит. В 1817 году он приступил к проектированию, длившемуся два года.

Вначале под строительство определили место, где был расположен Воронцовский дворец, а затем — участок земли графа Чернышева. После раздумий Александр не поддержал идею перестройки сооружений, так как подобные работы сопровождались бы значительными расходами. Под застройку им был предложен другой внушительный участок с видом на реку Мойку, на котором впоследствии вырос великолепный архитектурный ансамбль.

В него вошли следующие элементы:

Михайловский дворец факты

  • дворец с прилегающей к нему площадью;
  • два расположенных по бокам корпуса;
  • две улицы.

Помимо всего, в процессе строительства архитектором Росси были благоустроена значительная часть прилегающих к дворцу территорий. Дикий лес, располагавшийся рядом с Мойкой, был преображен в сад, разбитый и ухоженный в английском стиле. Возле дворца проложили улицу, соединяющую его с Невским проспектом. Можно сказать, что архитектор полностью перестроил эту часть Петербурга. Это дало возможность видеть парадный фасад резиденции с главной улицы города.

Фундамент самого дворца был заложен рабочими в 1819 году, возведение осуществлялось в теплый период времени. Такое решение обеспечивало зданию устойчивость.

Окончание работ

В своих чертежах Росси продумывал каждую мелочь, кажущуюся незначительной на первый взгляд. Зодчим были проработаны не только крупные, но и мелкие детали, к примеру, закладка фундамента, узор на полу, а также планировка сада и виды зеленых насаждений в нем. В создании различных элементов декора принимали участие такие знаменитые скульпторы и художники:

Михайловский дворец фото

  • В.Захаров;
  • С. Пименов;
  • Б. Медичи;
  • В. Демут-Малиновский;
  • Ф. Брюллов и тому подобные.

Руками этих ваятелей было выполнено множество скульптур, фресок, картин и мозаик. Масштабные работы были завершены в 1825 году. Строительство Михайловского дворца в Питере обошлось в 7 миллионов рублей, баснословной по тем временам сумме.

Великий князь Михаил и его жена въехали в свой замок сразу же, как только завершилось его строительство. Карл Росси получил от императора за проделанную работу орден и участок земли в Петербурге.

Михаила Павловича можно назвать активным сторонником просвещения. Вечера, посвященные театру и литературе, а также светские приемы — все это регулярно устраивалось им во дворце. На этих мероприятиях довелось присутствовать многим великим людям, таким как:

Пушкин в михайловском дворце

  • Иван Айвазовский;
  • Александр Пушкин;
  • Федор Тютчев;
  • Станислав Жуковский;
  • Карл Брюллов.

После кончины Михаила замок стали использовать его наследники.

Дальнейшая судьба

С 1894 года из знаменитого строения сделали доходный дом, после чего он стал постепенно приходить в упадок. Некоторую часть его помещений владельцам пришлось сдать в аренду для того, чтобы хоть как-то окупить дорогое содержание. Третья дочь Михаила Павловича являлась женой немецкого герцога, по брачному контракту все ее состояние должно было достаться мужу и детям. Однако государь Александр III предложил за казенный счет выкупить у владельцев это строение в государственную собственность.

Статья о михайловском дворце

Сделка смогла состояться лишь в 1895 году во времена правления Николая II, сумма средств, затраченных на выкуп, составила 4 миллиона рублей. Бывшим собственникам разрешили забрать все вещи, имеющие отношение к истории семьи. По этой причине здание оказалось почти пустым. В 1820-х годах сооружение было переименовано в Инженерный замок, поскольку его передали в распоряжение Николаевского инженерного училища (академия в Питере «Можайка»). В современное время оно является жемчужиной мирового уровня, а для Питера Михайловский дворец считается своеобразной визитной карточкой.

Витте, находившийся в должности министра финансов, предложил царю организовать в замке Русский музей в честь его отца. На тот момент большая часть выставленных в Эрмитаже экспонатов имела иностранное происхождение. В связи с этим размещение работ отечественных мастеров сопровождалось трудностями из-за недостатка места. Таким образом, волей императора произведениям русского искусства было выделено великолепное сооружение.

Основные достопримечательности

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге расположен в самом его сердце. Лицо замка обращено к Марсовому полю и Летнему саду, а недалеко находятся Невский проспект и площадь Искусств. Чтобы попасть к нему, нужно воспользоваться метро и добраться до станции Гостиный двор, а затем пройти по Садовой улице приблизительно 700 метров.

Всё о михайловском дворце

Внешний вид здания

Сам замок и церковь при нем освящались в ноябре 1800 года. Здание отличалось красотой и роскошью и имело сходство с палаццо эпохи Возрождения. Со всех сторон оно было окружено рвами, через которые перебирались посредством подъемных мостов. Фасады украшали статуи, выполненные из мрамора, позднее они были перенесены в Зимний дворец.

Четырехугольный замок имеет три двора: основной из них восьмиугольный, пятиугольный выходит в сторону Фонтанки, а треугольный — на Марсово поле (Царицын луг). Въезд через Вознесенские ворота в главный двор был разрешен только тем, кто носил императорскую фамилию, а также делегатам.

Все фасады замка отличаются друг от друга, их стены выкрашены в красный цвет, предание гласит, что он был выбран не случайно. Однажды во время бала у фаворитки Анны Лопухиной выпала перчатка, подняв ее, император залюбовался цветом этого аксессуара и приказал составителю красок сделать такими же стены дворца. Позже многие петербуржцы стали отдавать предпочтение этому цвету при оформлении своих домов.

На главном карнизе Михайловского дворца вытиснена надпись: «Дому твоему подобаеть святыня Господня въ долготу дней». По преданию, государю было предсказано прожить ровно столько лет, сколько букв составляет эту надпись. Так все и произошло, Павел Петрович был убит на 47 году жизни.

Памятник Петру I

Памятник Петру 1

Павел всегда испытывал гордость за своего предка Петра Великого и при каждой возможности норовил это подчеркнуть. Перед главным входом в замок им была установлена конная скульптура Петра, пришедшая когда-то не по душе Екатерине II. Постамент статуи украшают барельефы, на которых изображены фрагменты сражений, в самом центре находится надпись: «Прадеду правнук 1800 г.».

Памятник имеет длинную историю. Идея его создания принадлежала Анне Иоановне, первоначально планировалось установить его на Васильевском острове. Скульптура была отлита в период правления Елизаветы Петровны, а при Екатерине II его поместили под навес у Исаакиевского моста.

Внимательно присмотревшись, можно заметить, что у лошади одна из ног человеческая. Кажется странным тот факт, что на многочисленных изображениях памятника все четыре конечности лошади совершенно одинаковы. Одно из поверий гласит, что дотронувшись до барельефа, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. По этой причине элемент памятника затерт до блеска посетителями.

Парадная лестница

Существует версия, будто проектированием замка занимался знаменитый зодчий В. И. Баженов. Однако, со слов западных искусствоведов, автором шедевра является Винченцо Бренна, придворный архитектор Павла I. Оформление Парадной лестницы осуществлялось в период с 1799 по 1801 года на основании проекта талантливого итальянца.

Парадная лестница михайловского дворца

Строительство этого объекта, а также основную часть отделочных работ успели завершить еще при жизни государя. Незаконченными остались стены и потолок, которые расписывались на различные темы русской истории. Парадная лестница является одним из интерьеров замка, отлично сохранившихся до современного времени.

При возведении этого элемента использовалась «распашная» структура строения, знакомая многим на примере Иорданской лестницы в Зимнем дворце. По идее зодчего был увеличен контраст между нижним маршем конструкции и ее верхним ярусом. Такое решение подчеркивало подъем от тьмы к свету, все это подкреплялось соответствующим оформлением интерьера, в основе которого заложена тема нравственного становления монархии.

Нишу, расположенную в центре лестницы, украшает статуя «Умирающая Клеопатра». Это произведение искусства является копией античной работы, хранящейся в Ватикане. В образе египетской царицы заложена идея того, что нечестное правление приводит к губительному результату.

Описание зала Антик

Своеобразное убранство этого помещения до современных дней практически не сохранилось. Во времена правления Павла I отделка стен зала была выполнена из мрамора разных цветов, а двери — из бронзы. В нишах стен тогда располагались античные статуи. Сейчас в зале Антик ничего из этого не сохранилось, в нем находятся многочисленные портреты семьи Романовых. Серый мрамор остался лишь в обрамлении проемов дверных блоков.

Павел I разбирал резиденцию своей матери ради возведения Михайловского дворца. Точно так же после его кончины последующие правители начали извлекать мрамор из этого сооружения для своих построек. Первоначальная внутренняя отделка является образцом вкуса, поскольку император старался ее выполнить с максимальной роскошью. На сегодняшний день восстановить необычные интерьеры дворца нет возможности, однако его большую часть все же удалось вернуть, приблизив к исходному варианту.

Дворцовые легенды

Легенды о михайловском дворце

Михайловский замок имеет свою необычную и одновременно драматичную историю, переплетающуюся с биографией его создателя. В 1801 году в только что отстроенном сооружении проводились работы, связанные с внутренней отделкой, тогда же, 11 марта, был жестоко убит государь Павел I, проводивший последние часы в своем творении.

Этот дворцовый переворот, закончившийся коварным убийством, произошел на почве недовольства оппозицией проводимыми императором экономическими реформами. Кроме того, общество не устраивала бюрократия, непоследовательность управления государством, а также реформирование армии.

Император был разбужен заговорщиками среди ночи, после чего группа людей потребовала, чтобы Павел отрекся от престола. Получив отрицательный ответ, преступники задушили его при помощи шарфа. На тот момент государю было неполных 47 лет. Прожить в Михайловском дворце ему удалось не больше 40 дней (с 1 февраля по 11 марта), этот срок вполне допустимо назвать мистическим. Существует предание, что призрак Павла I каждую ночь бродит по многочисленным коридорам дворца и наводит ужас на сторожей.

Охранники сооружения якобы регулярно слышат ночью странные поскрипывания и постукивания, что привлекло внимание комиссии по аномальным явлениям. Ее члены зафиксировали в замке почти два десятка необъяснимых наукой феноменов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Нет комментариев

Добавить комментарий

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Adblock
detector