Елагин дворец в Санкт-Петербурге
Елагин дворец, расположенный в Санкт-Петербурге, считается одним из немногих памятников архитектуры, которые не переименовывались с даты постройки. Великолепное здание было построено на протяжении 1818—1822 гг. известным зодчим Карлом Росси по велению российского императора Александра I в подарок его матери, императрице во вдовстве Марии Фёдоровне. Оно стало предметом гордости бесподобного дворцового комплекса Елагинского острова.
История дворца
Елагин (Елагиноостровский, Елагинский) дворец в течение 100 лет был во владении дома Романовых. Все залы величественного строения сочетали изысканный образ резиденции правителей и на протяжении XIX в. не модернизировались. До сих пор они заслуженно являются одними из лучших российских произведений в стиле ампир.
Убранство интерьера
После революции 1917 г. по особому указу советского руководства Елагинский дворец начал считаться памятником наивысшей степени, приобретя художественное и историческое значение. В течение 1918—1929 гг. он, как и большинство усадеб, был музеем. Времена были нелёгкие, но служители галереи под наблюдением зодчего и по совместительству смотрителя дворцового ансамбля Е. В. Медведева смогли не только обеспечить сохранность имущества от разворовывания, но и пополнить интерьеры экземплярами, поступившими из дачных собраний на островах Крестовском и Каменном.
В 1929 г. все коллекции были разобраны, а сама выставка закрыта. Состоялся перевод выдающихся произведений в Эрмитаж, Русский музей и дворцы (Павловский, Екатерининский, Гатчинский). Ризы образов святых и вещи из ценных металлов перекочевали в финансовые организации. Основная часть имущества была продана по ценам Госторга и Торгсина (торговля с иностранцами).
Великая Отечественная война
В 1932 г. на Елагинском острове был организован Центральный парк культуры и отдыха, который стал основным местом встреч для отдыхающих горожан. Здание дворца использовалось для культурно-просветительной работы. Значительный ущерб был принесён острову во время Великой Отечественной войны. В течение ленинградской блокады парк стал местом дислокации воинских частей и был ориентирован на выполнение задач обороны.
В январе 1942 г. при артиллерийском обстреле два снаряда попали через пробитую крышу в подвал, где и разорвались, образовав большой котлован в фойе. Из повреждённых дымоходов вспыхнул огонь и объял всё строение, уничтожая при этом перекрытия и интерьеры залов. От прекрасного дворца остались только несущие стены, полностью открытые непогоде.
Ещё до окончания ВОВ по решению Исполкома Ленгорсовета в начале лета 1944 г. Центральный парк культуры открылся. Он был восстановлен общими усилиями горожан. Из всех разрушенных во время войны ленинградских усадеб Елагин дворец был отреставрирован первым. В 1946 г. архитектор В. М. Савков произвёл замеры помещений и зафиксировал сохранившиеся детали неповторимой внутренней отделки. Вероятность восстановления этого памятника архитектуры была доказана работником ГИОПа А. Н. Петровым, который собрал редкие архивные данные.
Серьезные последствия бомбардировок
Поначалу планировалось переоборудовать залы дворца под помещения для танцев и игр ЦПКиО. Но после тщательного исследования и приведения в порядок исторических данных было решено провести восстановление начального облика Елагиноостровского дворца, парадных залов и личного кабинета Александра I.
В 1952 г. архитектор М. М. Плотников создал проект по реставрации торжественных залов. Восстановительные работы длились с 1952 по 1960 год. В декабре 1960 г. состоялась приёмка восстановленного Елагина дворца Государственной комиссией. Это был первый объект в Ленинграде с полностью воссозданным уникальным обликом.
Здание после реставрации
В 1961 г. возродившийся из пепла дворец распахнул свои двери для гостей. Неповторимые интерьеры первого этажа были приспособлены для краткосрочных экспозиций. Площадь второго и третьего уровней отводилась под базу однодневного отдыха представителей трудового класса. Здесь были пышные банкетные помещения для развлечений, а также залы для бильярда, танцев и лекций. В обновлённом дворце появились новый вестибюль и просторная лестница на второй этаж.
После создания выставочных залов в здании началась активная музейная деятельность, которая растянулась на двадцатилетний срок. Малая коммуна сотрудников под руководством Д. И. Немчиновой постоянно устраивала различные увлекательные выставки, завораживающие посетителей парка:
- «Дулевский фарфор»,
- экспозиция художника Ленинградского завода стекла Е. В. Яновской,
- выставка предметов из частных коллекций и т. д.
В конце 70-х годов первый этаж был очищен от базы отдыха, в нём расположилась на постоянной основе выставка бронзы, мебели и скульптуры начала XIX в. На третьем и втором уровнях были организованы краткосрочные экспозиции прикладного искусства.
В надежде сохранить неповторимые интерьеры Елагина дворца как архитектурного памятника, в 1981 г. было решено организовать в нём Музей декоративно-прикладного искусства XIX столетия. Но этот статус здание получило лишь в 1987 г. После этого под присмотром директора В. В. Мухина Елагиноостровский дворец-музей стремительно влился в ряды известных выставочных залов Питера с помощью блестящих проектов. К ним относятся:
- «Церковная культура. Петербургский период»;
- «Русский жемчуг и перламутр»;
- «Фаберже. Искусство ювелиров придворной фирмы».
Девяностые годы были тяжёлыми, в это время служители музея периодически формировали фонды, пополнявшиеся некоторыми закупками, дарами и экспонатами, переходящими от других профорганизаций. Например, в 1999 г. по случаю банкротства закрылся крупнейший в стране завод стекла. Собственная коллекция предприятия (7 тыс. предметов) перешла на попечение в Elaginoostrovsky Palace.
Экспозиция в 2000-х годах
В начале XXI столетия начинается масштабная реставрация корпусов парка и их последующая музейная жизнь. Павильон под флагом принял экспозицию, посвящённую творчеству К. И. Росси, в Конюшенном здании обосновались залы современного искусства, а в Кухонном корпусе разместились хранилища фондов. Во Фрейлинском зале проводятся костюмированные балы Елагина дворца. В 2010 г. в Оранжерейном корпусе расположился Музей художественного стекла, а спустя 8 лет при нём открывается мастерская стеклодувов.
Фондовые коллекции
За всё время работы музея сотрудники накопили коллекции, состоящие из 15 тыс. экспонатов. Главной особенностью этого предприятия всегда оставалось предпочтительное формирование фондов:
- стеклянных изделий;
- фарфора;
- деревянной мебели;
- ценных металлов и т. д.
Все рекорды по количеству экспонатов побил фонд стекла.
Работы стеклодувов
Музей активно пополняет коллекцию стекольных произведений, благодаря чему в фонде начали появляться работы стеклодувов, трудящихся не только на Ленинградском предприятии художественного стекла, но и на иных подобных производствах. Сейчас стеклянная коллекция фонда состоит из 8 тыс. экземпляров и представляет весь диапазон русских произведений конца XX — начала XXI вв.
Предметы мебели
Основными экземплярами фонда дерева являются талантливые работы мебельного искусства, отражающие всю историю развития этого мастерства в XVIII — начале XX вв. Коллекция содержит множество неповторимых экземпляров мебели, созданных по наброскам именитых умельцев и выполненных придворными мастерами Петербурга.
Собрание фарфора
Этот фонд собрал уникальные расписные произведения конца XIX — начала XX вв. В его состав вошли экспонаты Императорского завода фарфора, Королевской фабрики Копенгагена, частных российских предприятий. Не остались без внимания и экземпляры, созданные на фарфоровых производствах СССР. Также коллекционируются работы авторской керамики конца XX — начала XXI вв., в основном здесь представлены изделия петербургской школы.
Металлические экспонаты
В фонде металла выставлены приборы освещения, пластика Западной Европы и России, различные столовые принадлежности. Коллекцию ценных металлов представляет работы русских ювелирных мастерских начала XX в., в их числе экспонаты фирмы В. Хлебникова, братьев Грачёвых, К. Фаберже и т. д.
Другие выставки
В музее работают фонды графики, камня, живописи и скульптуры. Они малочисленны, но в их коллекцию входят редкие экземпляры русского и западноевропейского прикладного искусства, позволяющие заполнять залы дворца вещами прошлых столетий. На неповторимые экспонаты из фондовой экспозиции можно посмотреть в парадных палатах Елагинского и его выставочных залах второго этажа, где проводятся выставки на тему истории русского интерьера с периода классицизма до начала XX в.
Особым достоянием музея считается постоянная экспозиция «Парадные залы Елагиноостровского дворца», выставляющая интерьеры, спроектированные К. И. Росси. Вся отделка этих великолепных залов, начиная с мебели, росписи плафонов и заканчивая дверными ручками, декором дверей и окошек, была выполнена по его эскизам. Интересным фактом является то, что уникальность этой выставки состоит в отсутствии перепланировки внутреннего убранства с момента его появления, а также в точном восстановлении начальной задумки славного зодчего после роковой бомбардировки.
Экспозиции и парадные помещения Елагина неоднократно служили съёмочными площадками для многих режиссёров. Наверное, нигде не было кинопостановок больше, чем в Елагинском. Здесь работали известнейшие мастера киноискусства:
- В. Мережко,
- А. Сокуров,
- А. Учитель,
- П. Лунгин и другие.
Режим работы
Чтобы добраться до Елагина дворца, нужно доехать на метро до станции «Крестовский остров» затем повернуть направо и пройти около трехсот метров по улице Рюхинской до второго Елагинского моста. Сразу за переправой будет ЦПКО. Остров немаленький, все тропинки довольно извилисты, но повсюду для удобства расположены указательные знаки.
Адрес дворца: Санкт-Петербург, Елагин остров, дом 4. Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00, выходные дни — понедельник и вторник. Касса закрывается на час раньше. Стоимость входных билетов:
- для взрослых — 20 рублей;
- для детей — 10 рублей.
С 2016 г. Елагин музей-дворец закрыт для экскурсий и фотосессий в связи с началом реставрационных работ. Строение подготавливается к своему двухсотлетнему юбилею и после тщательного восстановления с пышностью предстанет перед публикой во всём своём величии.