Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фото

Иверский женский монастырь в Самаре (официальный сайт) находится возле реки Волга. Он был основан в середине XIX века и на сегодняшний день является действующим.

...

Оглавление:

    Описание и месторасположение

    Обитель расположилась на левом берегу Волги. Сперва он стоял практически на берегу, сейчас от воды территорию отделяют жилые дома.

    До революции в его ведении находилась огромная территория, но с приходом СССР ее забрали и на половине построили жилые дома.

    Важно знать: внешний вид обители во многом определил вид Самары со стороны Волги.

    Внешне обитель очень нарядна: все здания выполнены из красного кирпича с белыми украшениями и золотыми куполами. На территории много деревьев и цветов, проложены дорожки для удобства.

    Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о Вышенском Успенском женском монастыре и святителе Феофане Затворнике.

    История обители

    История женского монастыря в Самаре началась в XVI веке со Спасо-Преображенской обители. В нем жило меньше 30 человек, которые содержались на государственные средства. По приказу Екатерины II обитель расформировали: здание закрыли, а обитательниц перевезли. Это привело к появлению в городе «черничек-келейниц»: они не были монахинями, но вели подобный образ жизни.

    В 1850 году они подали прошение о строительстве женской общины. На тот момент было почти 40 желающих посвятить себя Богу, а в городе было много сектантов, что негативно сказывалось на прихожанах.

    Обратите внимание: женщины пытались добиться разрешения и раньше, но горожане не поддержали эту идею.

    В том же году началось строительство, через 5 лет император Александр II утвердил обитель, а еще через 5 лет община стала монастырем. Ужасное на первых временах состояние общины (маленький участок, тесные помещения, убогая ризница, столб с 4 колоколами вместо звонницы) постепенно выправлялось: благодаря пожертвованиям местных, открытию кладбища и разрешению носить Иерусалимскую икону по домам, обитель начала активно развиваться и обустраиваться.

    На момент революции на территории имелось несколько соборов и жилых корпусов, хозяйственные здания, мастерские, воскресная школа. Во времена Первой мировой войны в монастыре разместился госпиталь, а сестры занимались шитьем одежды для солдат.

    Судьба во время революции и в советское время

    В 1919 году обитель закрыли, но зарегистрировали общины верующих, которая имела право пользоваться храмами. На земле открыли швейную артель, жилые корпуса отдали рабочим, а ценные вещи вывезли.

    Интересный факт: оставшиеся монахини должны были наравне со всеми вносить квартплату за жилье.

    Через 6 лет артель закрыли, вместо рабочих тут поселились сотрудники ГРЭС и местного пивоваренного завода. Благодаря близости к рабочим местам, они создали «рабочий городок». Все храмы были закрыты, некоторые, включая кладбище, разорены или разобраны.

    Возрождение Иверской обители

    Оно началось в 90-х годах ХХ века с официальной регистрации Иверского монастыря. Всего через 3 месяца произошла передача всех уцелевших строений Православной церкви.

    Еще через 2 месяца их признали памятниками культуры: здания представляли собой образцы культуры XIX века. В 1992 году прошло первое богослужение, через 2 года была назначена игуменья Иоанна.

    храм Святого Духа

    Это важно: на тот момент в обители жили более 10 монахинь.

    Сперва обитель получила обратно только малую часть земли, около 1/10 от первоначальной. Позже владения расширились до половины, но отдать вторую половину власти не смогли: на этих землях уже построили жилые дома. Вместо этих территорий обители передали участок в Волжском районе – он находился в 40 км от Самары. Там построили храм Святого Духа и подворье.

    Современное состояние

    Сегодня тут расположены несколько восстановленных храмов, колокольня, 2 сестринских, настоятельский и гостевой корпуса, трапезный храм, поклонный крест в память о Кирилле и Мефодии.

    Также на территории вновь открыли некрополь, на котором перезахоронили именитых самарцев, возвели памятник общественному деятелю Алабину и могилу протоиерею Иоанну Букоткину.

    На территории обители действуют несколько мастерских:

    1. Золотошвейная: она располагалась тут еще до революции и была возрождена после 90-х;
    2. Швейная: в основном шьются облачения для священников, рясы и одежда для самих монахинь;
    3. Иконописная: сестры все выполняют сами, также они реставрируют икону;
    4. Издательская: это новое, но перспективное направление. Здесь печатают ежемесячную газету, буклеты, символику и альбомы, посвященные обители.

    В начале XXI века на территории проживают 65 насельниц, из них 10 монахинь, 30 послушниц, 22 инокини и 3 схимонахини.

    Владения и храмы

    Расскажем обо всех по порядку.

    Монастырская территория

    Обитель занимала довольно значительную территорию. Она окружена каменными стенами, по углам которых располагались 4 башни-часовни. Вся земля делилась проходящей дорогой на две половины: большая часть расположилась на вершине холма, меньшая – в низине.

    На склоне холма были расположены 2 кладбища, к которым вели ступени. Незанятая постройками территория высаживалась деревьями и цветами. Был даже водопад, благодаря которому в заведения подавалась вода.

    Возьмите на заметку: территория незаметно росла благодаря жертвованию соседних участков прихожанами.

    Также Иверский монастырь имел более тысячи десятин земли, большая часть которых использовалась под пахоту. Остатки занимали луга, фруктовые сады, леса, место добычи известняка. В основном все они сдавались в аренду местным жителям ради получения денег.

    Церковь Иверской иконы Божией Матери

    Это первая церковь, построенная на территории обители — из дерева на каменном фундаменте с тремя куполами. Через 2 года был достроен северный придел, который освятили в честь иконы Богоматери Иерусалимской.

    Его поставили под церковью Иверской иконы. Южный придел возвели на деньги общественного деятеля Алабина.

    Интересный факт: южный придел освящен в честь мученицы Варвары и царицы Елены – покровителей его супруги и умершей дочери.

    В самом начале XIX века обветшалая церковь была снесена, вместо нее возвели Иерусалимский храм.

    Успенский храм

    Второе название – Сретенский. Это был второй по времени постройки и первый каменный холодный храм. Его построили в середине XIX века на самом высоком холме.

    Само строительство прошло быстро, но внутренняя отделка заняла больше 10 лет. Деньги на постройку выделили местные купцы.
    Собор простоял до своего закрытия в 1929 году. Целый год здание использовалось как гараж, а после было взорвано. Вместо него построили жилой дом.

    До того, как в Самаре появился кафедральный собор, Успенский храм считался самым роскошным и величественным.

    Колокольня

    Ее строительство заняло 5 лет. Первоначальный план, разработанный еще в 1856 году, был отклонен из-за слишком высокой цены и высоты, и постройка началась только через 20 лет. Сошлись на высоте в 64 метра.

    Важно: внешний вид в точности копирует дореволюционный вариант.

    Однако с приходом советской власти колокольня была взорвана одновременно с Успенским собором, а сами колокола увезли на переплавку. Вновь здание появилось в монастыре только в 2011 году, колокола подняли в 2012, купол – в 2013.

    Никольский храм

    Это надвратный храм, который был размещен на среднем ярусе колокольни. Посвящен Николаю Чудотворцу, средства на строительство выделили лечившийся от туберкулеза в городе штабс-капитан Лобанов и супруги Алашеевы, потерявшие сына Николая.

    От последних также поступили фамильная икона святого, жертвенник и другие ценные религиозные предметы. Величина пожертвований даже превысила необходимую.

    Иверский храм

    Он был построен на месте одноименной церкви, когда та в 80-х годах XIX века обветшала и начала обваливаться. Строительство длилось 6 лет и протекало на деньги богатых жителей. Во время СССР храм переделали в клуб от завода «Металлист», через какое-то время в нем разместили филиал «Самараоблобувьбыта». Собор вернули церкви в 1995 году.

    Имейте в виду: с севера к зданию примыкал игуменский корпус – оба строения соединялись коридором.

    Строение имеет четырехугольную форму, снаружи окрашен в персиковый. Имеет один большой золоченый купол, множество окон и белые украшения.

    Храм-часовня царственных страстотерпцев

    Второе название – Царственных мучеников. Это новое строение: строительство началось только в 2006 году. При раскопках найдены остатки разрушенного некрополя, после проведения работ некоторые имена удалось восстановить.

    Это интересно: в часовне была замурована земля, привезенная с предполагаемого места гибели царской семьи, а на стене закреплена памятная табличка.

    Это небольшое однокупольное здание с красным куполом и золотыми украшениями. Сами стены белые с вставками красного кирпича.

    Часовни

    На берегу Волги в 1850 году возвели часовенку. Это было небольшое помещение с несколькими иконами внутри, его главной задачей являлся сбор пожертвований.

    Первое время часовня не давала дохода, но вскоре среди прихожан распространились слухи о том, что выставленные иконы обладают особой божественной силой. Однако руководство обители не подтвердило этих слухов.

    В городе были установлены еще несколько часовен — на Троицком рынке (простояла несколько лет), возле ж/д вокзала и рядом со Струковским садом. Многие были снесены с приходом советской власти.

    Монастырское кладбище

    Изначально их было два:

    1. «Верхнее» для священнослужителей;
    2. «Нижнее» для простых граждан.
    Интересный факт: примерно 1/6 часть от всех умерших составляли дети до 10 лет.

    В 20-х годах оба кладбища закрыли, в 30-х годах часть разобрали: склепы снесли, прах «перезахоронили», а на земле построили жилые дома. Нижнее кладбище использовали как мусоросборник, установили туалеты, некоторые склепы использовались в качестве погребов. Во время ВОВ тут производили минные заготовки. Случалось, что вывезенные могильные плиты перелицовывались и использовались вновь.

    Сегодня установить точные данные о захоронения довольно сложно: многие документы оказались утеряны. В 90-х годах был обнаружен целый массив, в котором сохранилась часть невскрытых могил и памятников.

    Насельники монастыря (настоятели, сестры, причт)

    При открытии монастыря в нем желали поселиться всего 30 насельниц, но уже через 2 года их число увеличилось в 4 раза. Последняя перепись до закрытия обители в 30-х годах говорила о 440 лицах. Новые лица постоянно прибивали: это женщины-«добровольцы», их малолетние родственницы и сиротки.

    Важно: все малыши воспитывались под строгим контролем и присмотром родственниц или назначенных опекунш.

    За все время существования обители у него было 5 настоятельниц. Почти все они происходили из семей священников, первая настоятельница – из мещан. Сегодня управление находится в руках игуменьи Иоанны: она является настоятельницей с 1992 года. Среди наиболее известных монахинь значатся:

    1. Дорофея: одной из первых приняла постриг;
    2. Сусанна: за трудолюбие и желание помочь получила прозвище «Пчелка». Собирала пожертвования;
    3. Нимфидора: пекла просфоры для Иверского монастыря и других соборов;
    4. Каллиста: была казначеем, заведовала библиотекой и ризницей;
    5. София: была казначеем.

    Монастырский притч сперва состоял из священника и дьякона, но их число постоянно менялось — то увеличивалось, то уменьшалось. Причиной были нестабильные поступления финансов: только за вторую половину XIX века сменилось более 30 священнослужителей.

    Монастырский уклад

    Жизнь монахинь не отличалась разнообразием: главной задачей являлась молитва. Она делилась на церковную или общую и домашнюю: инокинь вместе с иконами приглашали для совершения обряда в дома.

    Женщины также несли послушания: читали псалтирь, готовили пищу и просфору, занимались рукоделием (шитьем, иконописью), преподавали в школе, следили за больными, пели в хоре. Помимо общеполезных дел, женщины работали «на себя»: одежда, свет и тепло оплачивались из своего кармана.

    Это интересно: местные монахини вышили Самарское знамя, переданное болгарам в Русско-турецкой войне.

    Сегодняшняя жизнь практически ничем не отличается от описанной выше. Исключением является только необходимость проводить экскурсии и принимать паломников.

    Святые и святыни

    Среди святынь обители особенно выделяют:

    1. Иверская икона Богоматери: семейная икона была передана купчихой Марихиной с условием, что монастырь получит ее «имя».
    2. Богоматерь «Иерусалимская»: это одна из самых значимых икон. Ей приходили поклоняться, а в праздник вносили в дома. Считается чудотворной. Считается, что первая настоятельница составила список совершенных по молитвам перед данной иконой чудес, но записи были утеряны.
    3. Несколько икон со святыми мощами – Черниговских святых, святителя Тихона Задонского, блаженной Матроны Московской;
    4. Частицы святых мощей, среди которых мощи Иоанна Предтечи, апостола Андрея, Марии Магдалены и других.

    Информация для паломников и туристов

    Как добраться

    Важно знать, что в Самаре не один монастырь и если вы будете спрашивать: «Как добраться до монастыря?» — вас могут отправить в «монастырь на Черемшанской». «Черемшанская» — это улица в Самаре и одноименная остановка общественного транспорта. Монастырь там действительно есть, но другой — Свято-Воскресенский мужской монастырь.

    Иверский женский монастырь расположен по адресу Волжский проспект, дом 1. Ближайшая станция метро Алабинская. От нее придется пройти пешком 2,8 км, также можно проехать на автобусе 61 или маршрутке 247 или 261 от остановки «Ул. Осипенко» до остановки «Иверский монастырь».

    Доехать от Москвы до Самары можно:

    1. На самолете: регулярные рейсы вылетают из всех 3 аэропортов столицы.
    2. На поезде: отправление с Казанского вокзала.

    Доехать из Санкт-Петербурга можно:

    1. На самолете: отправление из Пулково.
    2. На поезде: рейсы следуют от Московского вокзала.

    Контакты

    Официальный сайт: http://иверский.рф;
    Электронный адрес: iverskiy@inbox.ru;
    Телефон: (846) 332-81-46, 37-14.

    Расписание богослужений и престольные праздники

    Узнать текущее расписание можно по ссылке.
    Седмичные службы проходят в:
    1. 6:00 — Полунощница;
    2. 6:30 – 3 канона и Акафист дня;
    3. 7:30 – Третий и Шестой часы;
    4. 8:00 – Литургия;
    5. 16:40 – Девятый час;
    6. 17:00 – Вечерня, Повечерие, Утреня.

    Воскресные и праздничные немного отличаются:

    1. 7:00 – Полунощница;
    2. 7:30 – Канон Ангелу Хранителю;
    3. 7:45 (в воскресенье) – Параклис;
    4. 8:40 — Третий и Шестой часы;
    5. 9:00 – Литугия;
    6. 16625 – Девятый час Повечерие;
    7. 17:00 – Всенощное бдение.

    Самыми значимыми праздниками являются:

    1. Празднование в чести Иверской иконы: 25 февраля – внесение в Валдайский монастырь, 26 октября – встреча в Москве, вторник Светлой седмицы – явление инокам.
    2. Празднование в честь праведного Александра Чагринскиго: 4 января – представление, 15 октября – прославление, 22 июня – обретение мощей.
    3. Празднование Николая Чудотворца: 19 декабря – главный праздник, 22 мая – обретение мощей.
    4. Празднование Иерусалимской иконы Богородицы: 25 октября.
    5. Празднование святых Царственных страстотерпцев: 17 июля.

    Иверский женский монастырь является действующим: несмотря на закрытие во времена СССР, он вновь отреставрирован и принимает гостей. Сегодня в нем проживают несколько десятков монахинь, восстановлены соборы и налажены ремесла.

    Подробнее о самарском Иверском монастыре смотрите следующее видео:

    Фотогалерея

    Другие статьи о святых местах

    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 3,00 из 5)
    Загрузка...
    Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.