Борисо-Глебский собор в Рязани – история, ожившая в камне

Борисо-Глебский собор Рязани – особый храм для всех верующих города.

Это не только один из самых старых соборов города, но и самый известный, его по праву считают настоящим опорным пунктом православной веры.

Находится в самом центре города, на Сенной улице.

...

Оглавление:

    История

    Первые упоминания о Борисо-Глебской церкви в Рязани датируются в летописных сводах (так называемой Степной книге) 1152 г. Описывается она как деревянная, соборная, считавшаяся главной в Переяславле.

    Предположительно в ней захоронен инициатор ее постройки — князь Глеб. Подтверждение этому факту найдено в 1846 г., когда один из местных жителей, купец Дмитрий Тихомиров, проводил раскопки на Старорязанском городище.

    Кроме остатков старого здания здесь найдены усыпальницы князей и местной аристократии. Название свое получила от самого города. Первоначально он упоминается в летописях как Борисоглебск, и, только после разорения Рязани татарами, его переименовывают.

    Борис и Глеб — русские святые

    Храм освятили в честь первых русских князей — великомучеников, сыновей князя Владимира Святого, Бориса Муромского и Глеба Киевского, причисленных к лику святых.

    Этих первых русских святых очень почитали в Рязани, так как они считались предками князей.

    История Угодника Божьего

    Считается, что 1288 по 1522 г. рассматриваемое здание являлось кафедральным собором. Это связано с тем, что в Переяславль переезжает св. Василий, епископ Рязани и Мурома.

    Это интересно: с именем этого почитаемого старца связана легенда, повествующая о том, что он прибыл в место, где стоял деревянный Борисоглебский храм, по воде, а именно на своем плаще.

    В легенде рассказывается о том, что святитель прибыл в эти земли с иконой Богородицы в руках и с двумя колоколами, из которых один подняли на колокольню монастыря, а другой по какой-то причине упал в воду. Верующие до сих пор говорят о том, что, когда звонят колокола на колокольне, звон чудесным образом слышится и из-под воды.

    Прибыл святитель из Мурома, где его оболгали, связав его имя с именем одной местной блудницы. Святитель прибыл сначала в Старую Рязань, а оттуда в Переяславль.

    Важно знать: после его смерти останки святителя захоронили именно в Борисоглебской церкви. Через три века его нетленные мощи обретены верующими и помещены в Успенском соборе кремля.

    Следующее упоминание датируется 1522 г. В этом году на Переяславль совершают набег крымские татары и сжигают сооружение дотла. Именно поэтому епископ Иона решает перенести кафедру в Успенский собор кремля, (с 1564 года собор становится резиденцией Рязанского архиепископа) а храм Бориса и Глеба отстроить заново.

    Отреставрированный он простоял до 1620 г. В 1618 г., во время Смутного времени, здесь находились поляки и казаки гетмана Сагайдачного. После того как попытка взять Кремль провалилась, поляки и казаки разрушили весь город и сожгли все культовые сооружения, в том числе и Борисоглебскую церковь. Рядом со старыми храмовыми развалинами старой возвели деревянное здание, причем могила Угодника Божьего оказалась не в нем самом, а в церковном дворе.

    Более или менее современный вид здание приняло в 1686 – 1687 гг., когда его отстраивали на средства местного епископства. Строительством руководил известный в то время зодчий Яковов Григорьевич Бухвостовов. Внутри сооружено три основных предела, которые в течение последующих веков реконструировались:

    • правый придел — во имя Корсунской и Боголюбской икон Божией Матери;
    • левый — св. Василия Рязанского и великомученика Иоанна Нового;
    • центральный или надвратный — во имя праведных Иоакима и Анны.

    Блаженный Василий Кадомский

    С историей церковного здания неразрывно связано имя Василия Петровича Кадомского. По рождению (родился он в 1776 г.) он принадлежал к дворянскому званию и должен был связать свою жизнь с армией, но судьба забросила семью в Киев, где молодой человек мог часто посещать Киево-Печерскую Лавру.

    Именно после посещений Лавры молодой человек решает оставить службу, возвращается в Рязань и принимает на себя подвиг юродства.

    Это интересно: он вел совершенно аскетическую жизнь, все, что давали ему прихожане, раздавал бедным и нуждающимся семьям. Местные купцы никогда не скупились и очень часто давали Василию очень крупные суммы.

    Многие рязанцы считали его пророком, при жизни называли блаженным. Умер он в 1848 г. и похоронен на Лазаревском кладбище. Так как его могила стала местом массового паломничества, в 1995 г. решено перенести мощи на кладбище Борисоглебского монастыря, к памятнику святителя Василия.

    В 1997 г. блаженного канонизировали и опять перенеси мощи, внутрь собора. В 2001 г. мощи были переложены. В XIX веке сооружение не раз перестраивали и расширяли: в 1810 г. построили новую трапезную, в 1841 г. расширили трапезную и купили колокола, а в 1870-1873 гг. возведена новая колокольня.

    В конце XIX века на деньги прихожан были поставлены новые, червленые золотом, правые и левые иконостасы. В начале XX века церковь снова становится кафедральной. 1886 г. на месте, где предположительно находилось её самое первое здание, возведена часовня.

    До революции внутри хранилось много древних и почитаемых икон:

    • резной образ Спасителя и Корсунской Богоматери;
    • образ князей Бориса и Глеба.

    Судьба во время революции и советский период

    После революции помещение использовалось как зернохранилище, предварительно большевики описали все церковное имущество. В 1922 г. многие вещи были изъяты и проданы (изъяли серебряные кресты, вызолоченные ризы, лампады, кадила, потиры).

    Деньги пошли в фонд, открытый для помощи голодающих людей в Поволжье. Православные и храмовые служители отреагировали на этот факт спокойно, посчитав, что золото, серебро и драгоценные камни им не нужны.

    Интересный факт: закрыли для верующих в 1929 г. Скорее всего это был намеренный акт закрытия наиболее посещаемого культового сооружения в Рязани. Но после закрытия во все возможные властные инстанции посыпались письма верующих с требованиями разрешить проведение Литургий и не препятствовать их посещению. Их было так много, что советская власть сдалась на время, и в 1930 г. церковь была возвращена верующим.

    Рязанская православная община, насчитывающая более 500 человек, подписала все документы по которым обязалась беречь и содержать здание. Только в 1935 г. его закрыли совсем, а открыли в 1946 г. и больше никогда не закрывали.

    Благодаря деятельности известного рязанского историка Дмитрия Солодовникова многие уникальные реликвии удалось сохранить, передав их в музей города (например, крест 1653 г., Евангелие 1703 г. и Евангелие 1740-ых гг.).

    Интересная судьба настоятелей

    Священник Михаил Виноградов

    Необычна судьба настоятелей:

    • С 1788 по 1792 настоятелем был о. Иоанн, который впоследствии стал ректором Рязанской духовной академии и автором множество трудов по христианской истории края;
    • С 1845 по1869 настоятелем был священник Михаил Виноградов, считавшийся выдающимся церковным композитором;
    • Особенно стоит выделить настоятеля Бориса Скворцова, который был рукоположен на эту должность в 1917 г. (он занял должность своего отца – священника о. Гавриила Скворцова) и оставался настоятелем до 1965 г., оставив должность после того, как был назначен епископом Рязанским и Касимовским. Скончался Борис Скворцов в 1977 г. Как видно, большая часть истории сооружения в XX веке связана именно с этим человеком, очень много сделавшим для возрождения истинной духовности в крае. Судьба его невероятна для служителя церкви советского периода;
    • С 1969 по 1970 настоятелем был архимандрит Авель, впоследствии ставший монахом на Святой Горе Афон.

    Современное состояние

    До 2002 г. храм считался кафедральным. В церкви часто проходили значительные события. Например, в 1948 г. её посетил патриарх Алексей I.

    После его посещения начались реставрационные работы по восстановлению иконостаса и фресок. Ими руководили братья Блохины. В это же время была построена маленькая крестильная часовня, поставлен новый памятник на могиле святителя Василия.

    Обратите внимание: удалось также восстановить очень редкие фрески XVIII века, которые были частью основного иконостаса.

    В настоящее время наиболее чтимыми иконами монастыря являются:

    • Феодоровская и Феодотьевская иконы Божьей Матери;
    • образа Корсунской и Казанской Божьей Матери.

    В настоящее время настоятелем является митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Храм во многом сохранил классические черты московского барокко. В основании сооружения лежит греческий крест. Верхняя часть, поставленная на куб, имеет форму восьмерки и украшена каменной резьбой. Также постройка украшена восемью декоративными нишами, которые напоминают заложенные окна. Венчает сооружение барабан с луковичной главкой и резным крестом, украшенным сусальным золотом.

    Святые и святыни

    Особо почитаемыми считаются такие иконы Богоматери как Боголюбская, икона святителя Василия Рязанского, образ св. Глеба и Бориса.

    образ Пресвятой Богородицы «Троеручица»

    Верующие с особой любовью и трепетом относятся к образам Пресвятой Богородицы «Троеручица», святителя Димитрия Ростовского с частицей его святых мощей, Серафима Саровского с частицей его мощей. В правом приделе находится рака с мощами святителя Феодорита.

    Это важно: именно он во времена Смуты сподвигал рязанцев на подвиги и инициировал посольство, которое было отправлено к Михаилу Романову дабы пригласить его на престол.

    Под престол Боголюбского (южного) придела были помещены части Гроба Господня и Гроба Пресвятой Богородицы, а также частички мощей различных святых, почитаемых во всем христианском мире, таких как: апостол Андрей Первозванный, евангелист Лука, Григорий Богослов, св. великомученики Георгий Победоносец, целитель Пантелеимон.

     

    Информация для паломников

    Открыт на вход каждый день до 19.00, кроме среды, когда проходят ночные богослужения. По всем вопросам можно обращаться в Паломнический центр Рязанской епархии.

    Как добраться

    Находится храм в Рязани, на улице Сенной, 32.

    Расписание богослужений

    В храме по старой и неизменной традиции совершают две Божественные литургии: по воскресеньям вечером и по средам ночью. Утренние литургии начинаются обычно в 8.50, а вечерние службы в 17.00.

    Будучи в Рязани, также вы можете побывать на богослужениях в действующем Преображенском храме в Канищево. Это одна из самых страх рязанских церквей, архитектурный памятник федерального значения.

    Или посетить

    Официальный сайт

    Всю актуальную информацию по работе прихода можно узнать на официальном сайте.

    Борисоглебская церковь поистине называется жемчужиной архитектуры и является настоящим духовным сокровищем. Это старейший храм края, который хранит множество тайн. Его своды помнят еще князей Рюриковичей. Сюда едут паломники со всей России и из-за рубежа, чтобы поклониться местным святыням и узнать настоящую историю Рязанской земли.

    Как проходят богослужения в Борисо-Глебской церкви смотрите в следующем видео:

    Фотогалерея

    Другие статьи о святых местах

    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 2,00 из 5)
    Загрузка...
    Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.